40-летний Михаил Абызов пришел в правительство из бизнеса - он руководил компанией, которая занимается строительством энергетических объектов. Должность Абызова, впервые учрежденная Дмитрием Медведевым, официально называется «Министр Российской Федерации, ответственный за организацию работы Правительственной комиссии по координации деятельности «Открытого правительства». Фактически, его задача - наладить обратную связь между правительством и гражданами или по крайней мере сделать так, чтобы правительство получало непосредственно от общества хоть какие-то сигналы. В разговоре с PublicPost министр без портфеля рассказал, что будет делать его ведомство в вопросах усыновления, гражданских инициатив и собирается ли оно как-то принимать во внимание петиции граждан, под которыми собрано не менее 100 тысяч подписей.
- В каждом своем интервью вы объясняете, в чем заключается роль Открытого правительства. Это и создание формата предварительного открытого обсуждения практически всех решений Правительства еще на этапе их подготовки, это и открытие данных государственных учреждений, которые помогут людям лучше ориентироваться в происходящем, и разработка отчетности всех министерств в Правительстве РФ и т.д Мне бы хотелось поговорить с вами о роли Открытого правительства в конкретных вопросах, которые сегодня волнуют общество. В Госдуме сейчас готовится новый законопроект об облегчении процедуры усыновления сирот в российские семьи. Будет ли Открытое правительство участвовать в его подготовке?
Давайте для начала посмотрим, какая проблема стоит перед обществом. Сегодня на воспитании в детских домах находится примерно 105 тысяч детей-сирот, как дошкольного, так и школьного возраста, как здоровых детей, так и тяжело больных, которые живут в специальных интернатах. Только в последние два года количество детей, которых забирают в семьи, - 67 тысяч - превысило количество детей, попадающих в детдома, - 62 тысячи человек (сюда входят около 7 тысяч детей, которые возвращаются из семей попечителей обратно в детские дома). Ежегодно до 7-10 тысяч детей достигают 18-летия и выходят из системы государственных детских домов. Получается, что если такая динамика сохранится, то количество детей-сирот в детдомах будет сокращаться на 10 тысяч в год. При этом благополучный уровень для России - 25-30 тысяч детей-сирот, находящихся на содержании и обучении в госучреждениях, что соответствует уровню развитых стран. Сегодняшними темпами к такому показателю мы сможем прийти только через 7 лет. Я считаю, что адекватным ответом на вызов и внимание общества, связанные с принятием «закона Димы Яковлева», будет сокращение количества детей-сирот в госучреждениях не за 7 лет, а за 3 года. И возможности для этого есть.
Большая часть российского общества высказалась за радикальное улучшение условий содержания сирот и упрощение процедуры усыновления детей в России (
опрос ВЦИОМа об «антисиротском» законе - прим. ред.). Очевидно, это стало одним из важнейших политических вопросов на 2013 год. А раз так, то нужно, чтобы законодатели и общество выработали такую программу действий, которая позволит пройти эту дорогу за 3 года, чтобы в 2015 году сказать: у нас осталось только 25-30 тысяч детей-сирот в органах государственной опеки. И для этого нужно развивать направление усыновления и попечения, заниматься профилактикой снижения количества неблагоприятных семей, отказывающихся от детей. Необходима материальная и социальная помощь усыновителям и попечителям, упрощение процедур и прозрачность всего процесса.
- Что может здесь сделать Открытое правительство?
Во-первых, н
астоять на формуле «3 года - 30 тысяч» и выработать показатели эффективности движения к данному результату. Для этого у Открытого правительства есть экспертное сообщество. Люди, детально понимающие проблему и способные подготовить практическую, а не бюрократическую экспертизу и рекомендации. Во-вторых, создать для общественных и гражданских организаций открытую платформу для дополнительных предложений, соответствующих меняющейся действительности и лучшим международным практикам усыновления. В-третьих, выработать механизмы общественно-гражданского контроля за реализацией комплексной программы по сокращению количества детей-сирот и отказников, пребывающих в государственных учреждениях, и передачи их на воспитание в семьи.
- Но в погоне за ускоренной передачей детей на попечение в семьи важно разработать правильную систему мотивации. Сейчас же говорят о том, что следует улучшать материальные и жилищные условия семей, которые берут на воспитание детей из детдомов. Это же неправильная мотивация, детей не должны брать ради денег.
- Смотрите, в год процедуру усыновления проходят порядка10 тыс детей, при этом 7,5 тыс усыновляются в России, чуть более 3 тыс заграницей, из них 1 тыс американцами. 60 тыс передаются на попечительство в семьи без оформления статуса родительских прав. Из них 15 тыс - на безвозмездное попечительство, а 16 - на возмездной основе, то есть государство платит деньги семьям, которые взяли на воспитание ребенка из детского дома. Это порядка 24% от 67,5 тыс детей, которые ежегодно переходят на воспитание в семью. Это значительная часть, но не основное решение проблемы.
- А разве хорошо, что мотивацией для людей, берущих детей на воспитание, становятся зачастую деньги? В развитых странах мира стараются уйти от такой практики.
Если возмездное попечительство занимает не последнее место в этой социальной программе, то его тоже надо развивать, но с одновременным сопровождением моральной составляющей. Потому что лучше, чтобы ребенок был на возмездном попечительстве в семье, чем в детском доме. И, безусловно, нужно следить за качеством его воспитания и семейным климатом в доме новых родителей. Конечно, не избежать и негативных случаев, когда детей забирали на попечение, исходя из корыстных побуждений.
Опираясь на лучшие мировые практики мониторинга, необходимо разработать процедуру общественного и гражданского контроля за условиями и местами жизни детей, оставшихся без попечения родителей. Ведь эти дети остаются один на один с воспитателями, не всегда дружелюбными и добросовестными, и у них нет поддержки родителей. Только общественные организации и активисты могут защитить их интересы.
- Эксперты Открытого правительства планируют принять участие в обсуждении этого вопроса?
Да, уже идет подготовка встречи наших экспертов с НКО, которые занимаются общественно-гражданским контролем за детскими домами. Дискуссия состоится в ближайшие две недели. Задача этой встречи - разработать предложения, направленные на повышение уровня и степени гражданского контроля за судьбой детей-сирот на всех этапах; выработать систему мер, стимулирующих усыновление и передачу детей на попечение в семьи; проанализировать лучший международный опыт по социальному обеспечению детей-сирот.
- Ваши рекомендации этого будут учтены при разработке законопроекта в Госдуме?
Эти рекомендации точно будут использованы для формирования нормативно-правовых актов на уровне Правительства, поскольку некоторые вопросы можно решить в рамках компетенции Правительства.
- Путин поручил Госдуме разработать законопроект, который обяжет законодательный орган страны рассматривать предложения, гражданские инициативы, собравшие 100 тысяч подписей в интернете. Правительство тоже примет меры в этом направлении?
Правительство уже определило сроки, в течение которых эта система должна заработать, - во втором квартале этого года. Правительственной комиссии по координации деятельности Открытого правительства поручено сопровождать этот проект, как организационно, так и технологически и методологически. Первое - это создание технологической базы. Необходимо определиться с платформой, на которой будут собираться петиции. Ответственность за это несет Минкомсвязь, следующий доклад которого по этому поводу мы будем слушать в феврале. Второе - необходимо обеспечить процедуру авторизации подписчиков, чтобы это были реальные люди, а не компьютерные симуляторы.
- Правильно я понимаю, что это будет государственная платформа, где будут собираться подписи, а инициативы, например, «Новой газеты», по сбору подписей учитываться не будут?
Этот вопрос находится на стадии обсуждения. Но Минкомсвязи поставлена задача обеспечить возможность реализации гражданских инициатив, в том числе и на площадках средств массовой информации путем размещения на их сайтах информационных баннеров и гиперссылок, кликая на которые люди будут попадать на единый интернет-портал сбора подписей.
Также стоит задача администрировать этот процесс. В том числе обеспечить юридическое сопровождение подобных инициатив. Нужно правовое заключение, в том числе о соответствии каждой инициативы законам и Конституции РФ. Для того, чтобы определиться, как это будет работать, председатель Правительства определил срок до марта этого года. И этим будет заниматься специальная рабочая группа Открытого правительства. Что касается состава этой рабочей группы, там должны быть не только чиновники, но и обязательно представители гражданского общества. На сайте Открытого правительства все желающие могут выдвинуть свою кандидатуру. Утверждать окончательный состав будет премьер-министр Дмитрий Медведев, который возглавляет Правкомиссию.
- Один из приоритетов Открытого правительства на этот год - поддержка социально-ориентированных НКО и волонтерских организаций. А вот Совет Федерации РФ собирается внести законопроект, который обяжет волонтеров регистрироваться. Как вы относитесь к такой инициативе?
Я считаю, что подобная инициатива вредна. Это мое личное мнение. И я буду его придерживаться при обсуждении позиции Правительства относительно этого законопроекта.
Но в этой дискуссии есть нюанс. С одной стороны, очевидно, что волонтеры должны быть максимально освобождены от административных и бюрократических обременений. Потому что это формирует барьеры на пути духа сопричастности и сопереживания, который является стержнем волонтерского движения. С другой стороны, если государство готово компенсировать волонтерам какие-то затраты, то встает вопрос, как сделать этот вопрос прозрачным и понятным. Сегодня в условиях возникновения чрезвычайной ситуации система взаимодействия органов власти, волонтерских организаций и частных добровольцев требует качественного улучшения. При чрезвычайных ситуациях, связанных с риском для жизни и требующих высокого уровня координации, возможно, потребуется мягкая форма регистрации и контроля нахождения людей в опасной зоне. Но прежде чем ответить на эти вопросы и принимать законы, необходимо провести общественную дискуссию, форум с добровольческими организациями и широкое обсуждение практики.
Интервью Наргиз Асадовой для PublicPoct