Встреча с искусством

Apr 17, 2010 20:52



Рассказал мне как-то знакомый чудесную историю о своем посещении питерского музея. Она мне так понравилась, что захотелось ее тут привести.
Привожу эту историю в авторском варианте, только выпустила личные имена участников.



Шишкин И.И. "Утро в сосновом лесу. http://education.simcat.ru/vschool9/news/42/

ТРОЕ МЕДВЕДЕВ

Я хочу рассказать об одном глубоко запавшем мне в душу случае, связанном с одной (глубоко запавшей мне в душу) картиной. Не подумайте, это не Рембрандт и не Ван Гог - всё гораздо сложнее.
 Это произошло, кажется, в 1999 году, когда мама одного из моих старых, старинных, древних, античных, ветхозаветных, одним словом, школьных друзей - пригласила нас с женой и сыном в «город на Неве» - не помню, ещё Ленинград или уже Санкт-Петербург - пусть для определённости будет просто Питер, как он в народе всегда и называется.
 У нас было всего две недели, и график экскурсий и посещений был расписан чуть ли не по минутам. А в тот год в Питере обвалилось метро, и выбираться в город часто приходилось на трамвае, а трамваи ходили очень редко и очень медленно. Короче говоря, чтобы не срывать график, выезжать надо было с большим запасом.
В этот день было запланировано посещение одного из больших питерских музеев. Мы приехали за полчаса до открытия и (делать-то нечего) решили на эти полчаса зайти в стоящий неподалеку открытый несколько раньше маленький (по питерским меркам) музейчик (я бы даже сказал - «музеюшко», но не уверен, что в русском языке есть такое слово, а отходить от русского языка мне в этом рассказе очень бы не хотелось), может быть, даже не музейчик, а просто выставочный зал.
Музейный зал находился на некотором возвышении (от уровня земли), и в него вела большая широкая лестница. На стенах по бокам лестницы висели какие-то картины (в Питере стены музеев редко бывают пустыми). Лена с Лёвой сразу же (после того, как мы купили билеты) поднялись в зал, а я (времени вроде бы хватало - в музее был всего один зал) решил, что успею посмотреть и картины в фойе. И тут-то и произошёл со мною тот случай, о котором я хочу рассказать.
 Уже самая первая картина привлекла моё внимание. Её сюжет почти в точности повторял Шишкинский сюжет: в сосновом лесу резвятся три медведя: медведи-родители и медвежонок. И название у картины соответствующее: «Трое медведев».
Стоп!!! Я даже глазам своим не поверил. Это было, как раньше говорили, «обухом по голове»; ощущение было такое, как будто на меня вылили ушат ледяной воды. Ведь это было тогда, когда эра всеобщей неграмотности ещё только начиналась, и она (неграмотность) не простиралась дальше рекламы и прочих заборных надписей. А тут? В музее??? «Трое медведев» - в двух словах - две ошибки: ведь надо не «медведев», а «медведей», и не «трое медведей», а «три медведя». Ну и ну! Явно табличку к картине писал даже не двоечник, а колышник, прошу прощения за новый неологизм.
Удручённый, я пошёл к следующей картине. Но, пройдя, как в тумане, три или четыре картины, я снова вернулся к той, первой.
Ещё раз внимательно рассмотрел табличку под картиной. Всё правильно, мне не показалось: «ТРОЕ МЕДВЕДЕВ» (весь текст таблички был набран заглавным шрифтом). Далее следовало стандартное сокращение: «Х. М.» (то бишь, холст и масло) и год написания картины: «19..». Я подошёл к другой картине, на этот раз с другой стороны лестницы, но я уже не мог ни о чём думать и ни на что смотреть, и опять (через три или четыре картины) неведомая магическая сила повернула меня обратно….
Полчаса подходили к концу. Уже вышли из зала музея Лена с Лёвой, а я так и ходил кругами около этой злополучной картины. Наконец (когда уже надо было уходить), я не выдержал и подошёл к музейной работнице для того, чтобы высказать ей своё законное возмущение: «Как Вы могли допустить такую неграмотность…. В храме искусства….» и так далее, и тому подобное, короче говоря, «в греческом зале, в греческом зале» и «как Вам не стыдно, как Вам не стыдно». Она виновато сказала, что таблички у них готовят авторы, и музейные работники совершенно ни при чём. Но я развернул всё своё красноречие: «Ну и что? Гнать надо таких авторов, ведь эти таблички читают дети, и чему же вы их учите?…». «А кто, кстати, автор?», - я только сейчас заметил, что фамилия художника на табличке не указана.
Работница недоумённо пожала плечами и принесла книгу экспонатов (не знаю, как она точно называется). И что же вы думаете? Это был ещё один вылитый на меня ушат, но на этот раз согревающей воды. В книге под номером один значилась картина под названием «Трое», а автор картины - Х. М. Медведев (Харитон, Харлампий, или Христофор?…). И (вы не поверите) никаких намёков на холст и масло, хотя картина была написана, безусловно, на холсте и, безусловно, маслом. Я в последний раз взглянул на табличку под картиной: «ТРОЕ МЕДВЕДЕВ Х. М. 19..». Может быть, и была там точка (???!!!), но в месте между словом «ТРОЕ» и словом «МЕДВЕДЕВ» была прикреплена кнопка.
Прошло много (больше десяти) лет. Я не помню названия музея, я так и не дошёл до зала и не увидел ни одной музейной картины (несмотря на то, что было куплено три билета). Но потрясение было таким сильным, что этот музей так и остался навсегда в моей памяти «музеем одной картины», а «трое медведев» так часто снятся мне по ночам, что я решил: пришло время «воздвигнуть памятник нерукотворный» им, их художнику и, конечно, себе в этом моём мемуаре.

искусство, юмор, забавное

Previous post Next post
Up