Кроме латинов, этрусков, греческих колонистов и прочих италийцев, рядом с Древним Римом жил народ самнитов. Самниты издавна жили в горах Средней Италии, весь этот регион так и называли - Самний. Собственного государства они не образовали, обходясь союзом независимых племён со столицей в Бовиануме (сейчас - коммуна Бояно в Италии). Их культура и искусство многое почерпнула у соседей - греков, чьи поселения располагались совсем рядом. В военном плане они ничуть не уступали прочим племенам Италии. Как же складывались отношения самнитов с набирающим силы Римом?
Рим, разгромив этрусков, постоянно воевал при этом с латинами и прочими племенами, с весьма переменными успехами. Но постепенно римские территории расширялись, а могущество росло. Сперва самниты были даже довольны, поскольку сами воспользовались римскими победами для приращения собственных владений. После разгрома этрусков, самниты захватили их территории, включая Капую. А потом заодно и греческую колонию Кумы. Но приобретения эти впрок не пошли.
Более цивилизованные, чем бывшие горцы, горожане Капуи не смирились с новыми господами. В 343 г. до н.э. в Рим пришло посольство из Капуи. Город хотел перейти под защиту Рима. Рим до этого момента жил в мире с самнитами, предпочитая делить с ними территории, а не отбирать их силой. Но тут искушение было слишком велико - Капуя огромный торговый город, очень богатый и удачно расположенный. В итоге римляне ввели в Капую свой гарнизон, тем самым начав Первую Самнитскую войну.
Всего таких войн было три, общей длительностью полвека, с 343 по 290 г. до н.э. Римляне выигрывали каждую из этих войн, но порой терпели тяжёлые и унизительные поражения. Самым масштабным из них был проигрыш битвы в Кавдинском ущелье. В отличие от самнитов, привыкших воевать в горах, римляне до того сражались в основном на ровной местности. Кавдинское ущелье названо так в честь одного из самнитских племён, это была их родная земля. Ущелье расположено между городами Капуя и Беневент, на границе Кампании. В 321 г. до н э. к нему подошли четыре римских легиона, которыми командовали консулы Тит Ветурий Кальвин и Спурий Постумий Альбин.
Легионы прошли через западный проход и оказались в долине, выходы из которой перекрыли самниты. Римляне оказались в ловушке, без припасов и без возможности покинуть ущелье. Все попытки вырваться провалились. Римляне были вынуждены сдаться, на выходе из ущелья им пришлось «пройти под ярмом», т.е. символической аркой из пик. Самниты посчитали, что такое унижение сломит римский дух и вынудит римлян к миру. Однако это привело к обратному результату, римляне отвергли все предложения самнитов о новом мирном договоре и продолжили войну.
Последнюю войну против Рима самниты вели не в одиночку, а присоединившись к коалиции этрусков и галлов. Только крайняя нужда могла заставить выступить вместе этих кровных врагов, но выбирать уже не приходилось, Рим открыто готовился захватить всю территорию Самния. Однако, после крупного поражения, галлы поспешили уйти к себе на север, а этруски заключили с римлянами мир. Оставшись в одиночестве, самнитам пришлось принять все римские условия, распустить Самнитскую федерацию и согласиться на римские поселения в землях самнитов. В памяти римлян самниты остались как одни из самых яростных и упорных врагов Рима. Один из типов гладиаторов так и назывался - «Самнит». Римлянам нравилось смотреть, как на арене снова и снова побеждают ненавистное племя. В последний раз как организованная сила самниты выступили уже в I в. до н.э. во время гражданской войны в Риме между марианцами и сулланцами. Им не повезло выступить на стороне Мария и оказаться среди проигравших.
Римский историк Плутарх так описал судьбу сдавшихся в плен Сулле самнитов:
Три тысячи неприятелей прислали к нему вестника с просьбой о пощаде, и Сулла обещал им безопасность, если они явятся к нему, прежде нанеся ущерб остальным его врагам. Те поверили, напали на своих, и многие с обеих сторон полегли от рук недавних товарищей. Однако всех уцелевших, как из нападавших, так и из защищавшихся, всего около шести тысяч, Сулла собрал у цирка, а сам созвал сенаторов на заседание в храм Беллоны. И в то самое время, когда Сулла начал говорить, отряженные им люди принялись за избиение этих шести тысяч. Жертвы, которых было так много и которых резали в страшной тесноте, разумеется, подняли отчаянный крик. Сенаторы были потрясены, но уже державший речь Сулла, нисколько не изменившись в лице, сказал им, что требует внимания к своим словам, а то, что происходит снаружи, их не касается: там-де по его повелению вразумляют кое-кого из негодяев.
Сулла подверг репрессиям также и всё мирное население самнитов, немногим выжившим пришлось бежать со своей родины. По словам греческого историка Страбона: «Города Самния стали деревнями, а большинство из них исчезло совсем». После правления Суллы в истории уже не было никаких упоминаний о народе самнитов.
via