Князь Дмитрий Вишневецкий родился в богатой магнатской семье, которая происходила, по одной версии, из Гедиминовичей, а по другой - из турово-пинских Рюриковичей. За свою жизнь он успел послужить польскому королю, московскому царю, совершить походы против турок и крымских татар. Однако в историю Дмитрий вошел как основатель первой Запорожской Сечи и враг турецкого султана, геройски принявший смерть в Стамбуле. В украинских думах Вишневецкий сохранился в образе полулегендарного казака Байды.
Основатель Сечи и слуга польского Короля
Княжеская православная фамилия Вишневецких была одной из наиболее влиятельных и богатых в Литве. В 1547 года князь Дмитрий Вишневецкий стал старостой Черкасского и Каневского воеводства, на пограничье с татарской степью. В 1554 году польский король назначил его стражником границ государства.
На днепровском острове Малая Хортица, на собственные деньги, Вишневецкий выстроил деревянно-земляной замок, ставший прообразом Запорожской Сечи. К новой крепости, которая играла роль форпоста, стали стягиваться разрозненные казачьи ватаги, с которыми Байда совершил успешные походы против Ногайской Орды и турецких крепостей Ислам-Кермец и Кизи-Кермен.
На службе у Ивана Грозного
В 1556 году Вишневецкий и его запорожцы переходят под «высокую руку» царя Ивана Грозного. Московский правитель передал казакам в кормление город Белев с селами возле Тулы. В 1557 году турки при поддержке татар и молдаван, приплывших на челнах, осадили хортицкий замок. После 24-дневной осады они сожгли крепость, но Байде и большинству его товарищей удалось уйти.
В 1560 году Дмитрий Вишневецкий командовал войском из запорожских и донских казаков, штурмовавших Азов. После неудачной кампании атаман прибыл в Москву, где встретился с царем Иваном Грозным, который до этого, ища мира с Крымом, разгромил всю «антитатарскую партию» царства. Понимая, что Москва переключается на войну с Ливонией, Дмитрий решает снова перейти в подчинение к польскому королю. На это русский царь напишет: «Пришел он, как собака, и потек он, как собака, а государству моему убытку никакого не причинил».
Молдавский капкан
В 1563 году Дмитрий ввязался в политическую авантюру, которая оказалась ловушкой турецкого султана. К Вишневецкому прибыли посланники молдавских бояр, недовольных своим правителем Стефаном и предложили ему стать новым господарем. Казачий атаман и одновременно литовский шляхтич во главе отряда в 500 запорожских и польских сабель отправился в поход за молдавским троном.
В дороге молдавские «союзники» покинули Дмитрия и он со своими казаками попал в засаду на реке Серет. Несколько часов запорожцы, окружив свой лагерь возами, отражали нападение молдаван, поддержавших Стефана и турецких солдат. В ходе сражения часть казаков смогла вырваться из окружения. Вишневецкий оказался в плену. Всем пленным Стефан лично отрезал уши и носы, а Байду в качестве подарка отправил в Стамбул к султану Сулейману Великолепному.
Стамбульская казнь
Местом казни личного врага турок был выбран стамбульский район Галата, который в то время населяли купцы и дипломаты из стран Европы. По мнению историка Роберта Мантранта, таким образом Сулейман хотел показать христианам, что ждет тех, кто посмеет воевать против османского султана. Казнь Дмитрия Вишневецкого подробно описал современник и польский хронист, Марцин Бельский.
Согласно его хронике, казачьего атамана турки сбросили с одной из крепостных башен Галаты. В полете Вишнивецкий зацепился ребром за вмурованный в стене крюк, на котором провисел три дня. Все это время основатель Запорожской Сечи насмехался над магометанской верой, последними словами поносил турок и самого султана. Сулейман не выдержал и приказал расстрелять Дмитрия из луков за то, что он «три дня хулил их веру».
via