Два года Сергей копил деньги, чтобы поехать к любимой девушке в Питер. А когда позвонил, чтобы сообщить, что выезжает, девушка ответила, что не стоит: она выходит замуж. На следующий день Сергей совершил суицид.
Эта история может показаться даже банальной, несмотря на свою трагичность, если бы не одно но: ее главный герой - Сергей Резниченко. «Вундеркинд из Мелитополя» так прозвали 13-летнего подростка на телевизионной игре «Самый умный». И он таковым действительно был. В два года мальчик умел считать, в три - читать, в четыре - писать. Ему было семь лет, когда он закончил чтение «Войны и мира». Одновременно с этим выучил таблицу Менделеева. Когда пришло время идти в школу, Сережа пошел сразу во второй класс, оттуда в четвертый. С детства владел в совершенстве тремя иностранными языками. В 15 лет стал студентом экономического факультета Запорожского национального университета. Преподаватели вспоминают, что поначалу были в восторге от нового студента: все предметы давались ему необычайно легко. С его феноменальной памятью ему не нужно было даже учить что-то: Сергею достаточно было просто взглянуть на страницу учебника. Однако длилось это недолго: вскоре встал вопрос о его отчислении. Парень перестал посещать лекции, ему было даже лень сдавать зачеты и экзамены, появилось большое количество «хвостов». А потом его просто не стало. На столе он оставил записку «Я - Бог». Сергею было 18. Подробно о судьбе Сергея Резниченко рассказала газета «Московский комсомолец».
По статистике, вундеркинды живут меньше обычных людей в среднем на 10-15 лет. Но это «в среднем». То есть, сюда входят и самоубийцы, и те, кто не доживает до старости вследствие всевозможных заболеваний. Ученые установили, что очень часто, награждая человека гениальностью, природа «в нагрузку» дает ему большое количество недугов, в числе которых шизофрения, аутизм, нервные расстройства, бессонница. К примеру, Надя Рушева начала рисовать в пять лет. А уже в 12 состоялась ее первая персональная выставка. Девочка создавала изумительные иллюстрации к детским сказкам, произведениям классической литературы. Придумывала балеты и сама их иллюстрировала. До 17 лет у нее прошло еще 15 персональных выставок. А потом она умерла от кровоизлияния в мозг. Выяснилось, что у Нади был врожденный дефект сосуда головного мозга. После нее осталось более десяти тысяч рисунков.
Та же статистика неумолима: среди вундеркиндов суицидов на порядок больше, чем среди обычных подростков и молодых людей. К примеру, незадолго до смерти Резниченко свел счеты с жизнью еще один герой передачи «Самый умный» Максим Мосный. В 27 лет выпала из окна и разбилась Ника Турбина. В четыре года эта девочка писала взрослые стихи, в девять выпустила свой первый поэтический сборник «Черновик», который был переведен на двенадцать языков мира. Но когда девочка повзрослела, она не нашла себя в этом мире и ушла из него добровольно.
Доктор педагогических наук Елена Авдотьина утверждает, что быть суперодаренным чрезвычайно тяжело. И виноваты в этом часто родители. Обнаружив у ребенка талант, они начинают заставлять его усиленно заниматься. Ребенку с детства внушают, что он не такой как все, что он особо одаренный, гений, вундеркинд, и поэтому ему нечего терять время с обычными детьми. Мало того, что юные гении лишаются детства, так они еще оказываются абсолютно неприспособленными к обычной жизни, от которой еще никому не удавалось уйти. Они не умеют элементарного: строить взаимоотношения с людьми, учитывать интересы тех, кто рядом. Наконец, они совершенно не умеют проигрывать, а в жизни без этого никуда. Такие люди с детства привыкли только к восторгам по поводу оценки своей персоны, они плохо себе представляют, что есть трудности, которые нужно преодолевать.
Не случайно одна из самых известных школ для одаренных мальчиков в английском Итоне применяет спартанские методы воспитания. В колледже обязательно участие в спортивных командах. В качестве наказаний здесь часто используется, например, переписывание латинских текстов и т.п. Каким бы гениальным ты ни был, ты здесь, как все, и вполне можешь получить заслуженное наказание. Это адаптирует детей к жизни, заставляет принимать действительность такой, какова она есть.
Но не всем так везет, как воспитанникам итонского колледжа. Выращенные в тепличных домашних условиях с мыслью «ты - супер», «ты - гениален», дети вынуждены постоянно кому-то что-то доказывать, быть только впереди, быть успешнее. А потом выясняется, что во взрослой жизни одаренность юных гениев далеко не всегда нужна. Так вышло с сестрами Князевыми. Диана и Анжела стали студентками МГИМО в 10 и 11 лет соответственно. Обучение закончили в течение трех лет. Но тринадцати- и четырнадцатилетние специалисты по международной экономике оказались никому не нужны. В последующие три года они окончили юридический вуз, но и после него никому не понадобились шестнадцати- и семнадцатилетние специалисты с двумя высшими образованиями. Тогда, по рекомендации совета ректоров России, девочки были направлены на учебу в Стэнфордский университет США. С двухлетней программой вуза они справились за год, но в силу своей молодости оказались невостребованными, хотя обе имели кандидатские степени. Работу они нашли после того, как защитили докторские диссертации - их пригласили читать лекции в один из университетов штата Нью-Йорк.
Ученые, занимающиеся феноменом детей-вундеркиндов, считают, что девочкам просто повезло. Обычно после триумфальных лет учебы юное дарование остается полностью невостребованным, либо ему предлагают работу на уровне обывателя. Это не просто сильно ранит гения, это убивает его. Справиться с таким отношением к себе многие из них просто не в силах, а по-другому они не могут.
Профессор из Великобритании Джоан Фриман с 1974 года отслеживала развитие и судьбу 210 талантливых и гениальных подростков. По ее словам, из более двухсот человек только пятеро добились в жизни того, за что их можно считать успешными. Остальные оказались в таких жизненных ситуациях, условиях, когда проявление их талантов вовсе не требуется. По мнению профессора Фриман, большая часть ничего не добилась в жизни только из-за отношения к ним в детстве. Родители полностью лишали их детских забав и общения со сверстниками, заставляя сутки напролет заниматься различными науками, либо просиживать за инструментом (скрипка, фортепиано). Став взрослыми, они были замкнутыми, психически искалеченными людьми, которые очень часто люто ненавидели ту область (математику, игру на скрипке), в которой родители видели их непревзойденными.
Выдающийся генетик Владимир Эфроимсон убежден, что одаренность от Бога дается одному из тысячи детей, развивается у одного из миллиона, а состоявшимся гением становится лишь один на десять миллионов одаренных.
Одна из самых известных детских психологов Виктория Юркевич, которая специализируется на изучении одаренных детей, поясняет, что вундеркинда или гения нельзя вырастить насильно. Обычно талант такого уровня передается по наследству. Но если у ребенка он есть, он обязательно заявит о себе. В четырехлетнем возрасте ребенок проявляет уже половину своих творческих возможностей и интеллектуальных способностей, к шести годам - 70 процентов, а в восемь лет - 90. Родители настоящих гениев в основном никогда не прилагали особых усилий для взращивания гения. Напротив, Пушкина в семье считали недотепой, Ломоносов, Эйнштейн, Билл Гейтс, Григорий Перельман к своему успеху пробивались сами. Часто через тернии. Потому и нашли в жизни то место, которое соответствует их дарованию. Правда, с продолжительностью жизни у русских поэтов не сложилось: и Пушкин, и Лермонтов ушли в самом расцвете сил, правда, не по собственной воле. А это уже совсем другая статистика.
via