Все типы пьющих людей в одной статье

Jun 09, 2019 14:57




Никто не станет спорить с тем, что употребление алкоголя является результатом тысячелетних традиций и уклада жизни. Однако, приходилось ли вам когда-нибудь задумываться, чем обусловлен ваш выбор в отношении спиртных напитков?
Знание мотивов, побуждающих людей пить, очень важно для лучшего понимания их потребностей. Оно может помочь ограничить употребление алкоголя и минимизировать вред, который он причиняет здоровью.

Четыре мотивационных модели употребления спиртного
Несомненно, у каждого из нас может быть множество индивидуальных причин для периодического употребления алкоголя, и это существенно затрудняет научное понимание проблемы. Но существует некий механизм, получивший название мотивационной модели, суть которого заключается в следующем: все мы пьем потому, что ожидаем улучшения своего самочувствия и эмоционального состояния.

Первоначально разработанные для лечения алкогольной зависимости, идеи, описанные в этой модели, привели ученых к новому пониманию причин, побуждающих людей пить.

Точнее говоря, мотивационная модель предполагает, что в любом случае люди пьют, чтобы усилить позитивные ощущения и ослабить негативные. Мотивом может являться внутреннее вознаграждение, то есть улучшение эмоционального состояния, или внешнее вознаграждение, то есть социальное одобрение.

Таким образом, все мотивы употребления алкоголя входят в одну из четырех категорий: улучшение настроения (потому что это захватывающе), самозащита (средство забыть о заботах и неприятностях), социальный мотив (праздновать вместе с другими) и мотив соответствия (вписываться в окружение). Пьющие могут сочетать в разной степени все эти мотивации употребления алкоголя - люди вовсе не обязательно полностью относятся к тому или другому типу.

В соответствии с описанной моделью, все остальные факторы, такие как наследственность, особенности личности или окружающая среда, просто формируют наши мотивы. Иными словами, мотивы являются шлюзом, который управляет всеми другими факторами влияния.

Социальный мотив
На сегодняшний день почти все исследования мотивов употребления алкоголя проводятся на подростках и молодых людях. В разных культурах и странах социальные мотивы являются наиболее распространенной причиной, по которой молодежь начинает употреблять алкоголь. В этой модели социальное питие может быть связано с увеличением удовольствия, которое человек испытывает от общения с друзьями. Это соответствует идее, что употребление алкоголя главным образом является социальным времяпрепровождением. В случае преобладания социальных мотивов, речь, как правило, идет об умеренном употреблении спиртного.

Мотив соответствия окружению
Когда люди пьют только в особых случаях и в компании, потому что не хотят выделяться, а не потому, что это их обычный выбор поведения, они обычно употребляют меньше алкоголя, чем те, кто делает это преимущественно по другим причинам. Это люди, которые потягивают шампанское из фужера под произносимые тосты, или держат бокал с вином в руке, чтобы не чувствовать себя отчужденно в компании пьющих людей.

В течение нескольких последних лет появились такие программы как Hello Sunday Morning, побуждающие людей прекратить употребление спиртного. Делая такое поведение более социально приемлемым, они также помогают устранить обратную связь, которую ощущают некоторые люди, отказывающиеся от алкоголя. Впрочем, пока это теория, которая еще нуждается в тестировании.

Мотив улучшения настроения
Помимо употребления спиртного просто для облегчения общения, существуют два типа подростков и молодых людей с особенно рискованной комбинацией личности и предпочтений в мотивах употребления алкоголя.

Первый тип - это те, кто пьет для улучшения настроения. Чаще всего это экстраверты с импульсивным и агрессивным темпераментом. Эти молодые люди, чаще мужчины, они с большей вероятностью стремятся к ощущению опьянения, а также к другим экстремальным ощущениям. Среди них нередко встречаются те, кто имеет склонность к риску.

Мотив самозащиты
Есть и такие, кто пьет спиртное в основном для того, чтобы защитить себя. Они отличаются более высокими показателями невротизма, низким уровнем доброжелательности и негативным восприятием самих себя. Эти люди могут употреблять алкоголь с целью справиться с другими проблемами в своей жизни, особенно в связи с тревогой и депрессией. Среди этой категории чаще встречаются женщины. К сожалению, для таких людей свойственно более интенсивное употребление спиртного, и они чаще сталкиваются с проблемами из-за алкоголя, по сравнению с теми, кто пьет по другим причинам.

Хотя в краткосрочной перспективе алкоголь может быть эффективным средством решения психологических проблем, он приводит к весьма негативным долгосрочным последствиям. Возможно, это объясняется тем, что проблемы, которые первоначально подтолкнули человека к употреблению спиртного, никуда не исчезают, а нередко даже усугубляются.

Почему это так важно
В настоящее время проводятся многообещающие научные исследования, которые показывают, что знание мотивов употребления спиртных напитков может способствовать разработке эффективных мер, направленных на сокращение масштабов злоупотребления алкоголем. Например, в одном из исследований было установлено, что курсы консультаций по мотивам употребления алкоголя уменьшают его количественные показатели у молодых женщин, хотя у мужчин значительного сокращения не наблюдается.

Эффективность исследований ограничена и тем фактом, что ученые знают лишь о мотивах употребления алкоголя в подростковом возрасте и ранней молодости. Наше понимание того, почему пьют взрослые люди, весьма ограничено. Однако, некоторые исследовательские группы в настоящее время планируют посвятить свою деятельность именно этой проблеме.

В следующий раз, когда будете выпивать, задумайтесь, почему вы решили это сделать. Есть много людей, которые пьют ночью, чтобы расслабиться и уснуть. Но если вы стремитесь именно к опьянению, у вас больше шансов нанести себе серьезный вред.

В том случае, если вы «запиваете» свои проблемы и невзгоды, стоит помнить, что утром вы снова столкнетесь с ними.

взято тут

алкоголь, психология, поведение человека

Previous post Next post
Up