Диоген Синопский: как жить в бочке?

Jun 01, 2019 18:14



Диоген Синопский, названный циником, родился в городе Синоп (ныне Турция) в 412 году до нашей эры, и умер в 323 году до нашей эры в Коринфе. По словам Диогена Лаэртского, дата его смерти совпала со смертью Александра Великого в Вавилоне (согласно другим источникам, его день рождения совпал со смертью Сократа).

Краткая биография
Отец Диогена, Ики, был отправлен в изгнание за финансовые преступления, а молодой Диоген был вынужден смириться со своей судьбой. Он едет в Афины со своей служанкой по имени Маней, но вскоре она покидает его. С его характерным юмором Диоген говорит: «Если Манеус может жить без Диогена, почему Диоген не может быть без Маней?»

Привлеченный аскетическими учениями Антисфена, Диоген становится его учеником, и, несмотря на жестокость, которую он приветствует, он вскоре заслужил свою репутацию и учитель оценивает его достижения. В отличие от других жителей Афин, он презирал мирские удовольствия и считал тщеславие и желание влезть в социальную иерархию основой пустых усилий.

Рассказы о Диогене очень точно иллюстрируют его характер. Он привык к внезапным изменениям времени, живя в бочке, принадлежащей храму Кибелы. А однажды выбросил свой единственный стакан, когда увидел, что мальчик выпил из ладони. Еще один любопытный момент был, когда афиняне спросили его, как избавиться от искушений плоти. Диоген только начал мастурбировать, и когда они упрекнули его, он ответил: «Хорошо, если бы я мог удовлетворить свой голод, потирая живот ...».

Еще одна странность была, когда он ходил средь бела дня с факелом в руке и на вопросы своих сограждан, что же он делает, ответил, «Я ищу честного человека».

Во время поездки в Эгины Диоген был захвачен пиратами и продан как раб на Крит богатому торговцу по имени Зенадий (Ксениад). Диоген жил до конца своей жизни в качестве наставника двух сыновей Зенадия.

Одна из самых популярных историй о нем - его встреча с Александром Македонским. Когда великий полководец стоял перед философом и спросил, может ли он помочь ему, Диоген ответил: «Не могли бы вы отойти? Вы заслоняете мне солнце». Услышав эти слова, Александр воскликнул: «Если бы я не был Александром, я бы хотел быть Диогеном».

Когда Платон описал человека как двуногое животное без перьев, Диоген сорвал перья с петуха и отвел его в школу Платона. После этого инцидента Платон был вынужден добавить определение «с плоскими ногтями».

По случаю смерти Диогена, жители Коринфа построили памятник, мраморную собаку, символ, выбранный циниками (от слова «собака»). Нет никаких письменных источников о жизни и идеях Диогена, потому что несколько написанных им книг были потеряны на протяжении веков. Наше единственное знание философа коренится прежде всего в анекдотах, описывающих его характер.

Для Диогена счастье заключается в независимости - точнее, в полной независимости. Он достигает этого, стремясь к минимуму полагаться на окружающие обстоятельства - спать под открытым небом в худшую погоду и есть то, что может найти. С другой стороны, он не против физических удовольствий (случай мастурбации). Когда он обвинялся в выходе из публичного дома, он ответил, обвиняющему что должен был обвинить его в том, что он вошел туда. Он также любил греться на солнце (как Александр Македонский нашел его в соответствии с легендой).

По словам Диогена, все искусственные «преимущества» цивилизации несовместимы со счастьем, а мораль не позволяет вернуться к естественной простоте. По его словам, «люди усложнили все дары Бога». Диоген был первым человеком, который заявил: «Я гражданин мира (космоса)», создав таким образом понятие космополитизма.

via

прошлое, правда и ложь

Previous post Next post
Up