«Такого самурая потеряли!»

May 30, 2019 19:39



Великий фехтовальщик
«Мой первый поединок состоялся, когда мне было тринадцать лет. Тогда я победил воина синтоистской школы по имени Арима Кихэй. Когда мне исполнилось шестнадцать лет, я одолел известного воина Тадасима Акияма. Когда мне был двадцать один год, я отправился в столицу, где участвовал в поединках со многими мастерами и ни разу не потерпел поражения.

Впоследствии я путешествовал из провинции в провинцию и мерялся силами со стратегами многих школ, и при этом, проведя не меньше шестидесяти поединков, не уступил ни одному из них. Вот что я делал в возрасте от тринадцати до двадцати девяти лет». Так писал Мусаси Миямото в предисловии к своей книге (перевод А. А. Мищенко).

Великий японский фехтовальщик и автор «Книги пяти колец» Миямото Мусаси родился в 1584 году. Рано остался без родителей, его воспитал дядя.

Ронин эпохи Эдо
К 1603 году кончилась эпоха междоусобиц Сэнгоку Дзидай, началась эпоха Эдо, - время правления клана Токугава. Одновременно с установлением диктатуры Токугава власть перешла к полному контролю над страной.

Ближайшие два с лишним столетия в Японии не будет войн. Класс самураев остаётся не у дел. Многие из них станут ремесленниками, а кто-то будет разбойным путём добывать свой кусок хлеба. Дороги наводнят ронины.

Ронины - бродячие самураи, оставшиеся без хозяина, постоянного места жительства и рода занятий. Одним из таких людей и был Симмэн Такэдзо, Миямото Бэнносукэ, Симмэн Мусаси-но-Ками Фудзивара-но-Гэнсин.

Но в историю он вошел именно как Миямото Мусаси.

Своя школа и своя манера ведения боя
Бродяжничая по стране, он бросал вызовы бойцам всех возможных школ и стилей и выиграл все до единой дуэли. 60 побед создали ему славу непобедимого воина. Часто, убив или посрамив учителя кэндзюцу, Миямото Мусаси занимал его место и жил так до тех пор, пока неуёмная натура не толкала его на новые приключения.

Миямото Мусаси основал школу Хехо Нитэн Ити-рю, или просто «Нитэн-рю». Его стиль отличало использование двух мечей сразу: в одной руке он держал длинный меч, катану, а в другой - короткий, вакидзаси. Он не был изобретателем такой манеры вести битву, но всё же подобный стиль казался оригинальным даже по меркам японских воинов тех лет. А они могли драться чем угодно: от косы с привязанным камнем на цепи до тех же нунчак и экзотических китайских мечей.

Еще более оригинальным был обычай Мусаси сражаться на дуэлях не боевыми мечами, а их деревянными макетами - боккэнами. Миямото доказал, что эти тренировочные орудия могут выступать наравне с «настоящими» и разбил ими не меньше голов, чем отрубил стальной катаной.

Сасаки Кадзиро - великий мастер двуручного меча
Однажды противником Миямото Мусаси стал не менее прославленный на тот момент воин по имени Сасаки Кадзиро. В отличие от своего противника-ронина, он жил жизнью, которой позавидовали бы многие. Сасаки Кадзиро был тренером по кэндзюцу у князя провинции Бундзен по имени Хосокава Тадаоки и наверняка жил, если не в роскоши, то уж точно в почете.

Сасаки Кадзиро был молод, но уже разработал собственный стиль и основал свою школу боевых искусств. В отличие от противника, Кадзиро предпочитал не два меча, а один, но длинный и более тяжелый. Сама по себе любовь к мечу нодати выдает в мастере человека, не сильно уступающего в крепости и силе Миямото Мусаси.

Вызов
Сам стиль Кадзиро, который назывался «Цубамэ-гаэси», или «Маневр ласточки», подтверждал очевидную силу Сасаки. Суть стиля заключалась в ловком и стремительном фехтовании тяжелым двуручным мечом. Образ дуэлянта, наводившего ужас на всех бойцов Японии, дополнял великолепный меч по имени «Монохоши Зао», созданный мастером Нагамицу. Проиграть такому противнику было бы не стыдно, а выиграть - невероятно почетно.

И Миямото Мусаси решил рискнуть. Он передал князю Хосокава Тадаоки, что хочет сразиться с его мастером фехтования - известным бойцом. Правителю идея понравилась - ему явно не терпелось обрести еще больше славы и еще больше вырасти в глазах подданных и даже самого сегуна. Медлить с таким делом не стали и назначили дуэль на восемь утра следующего же дня, то есть на 13 апреля 1612 года.

Остров
Для поединка было выбрано идеальное место, как будто предназначенное для воспевания подвига Сасаки Кадзиро. Небольшой остров в бурном проливе между Кюсю и Хонсю, в конце концов, действительно назвали в честь Кадзиро, точнее, в честь его школы боевых искусств. По сей день этот песчаный клочок суши посреди океана носит имя Ганрюдзима.

Сасаки Кадзиро со своими секундантами прибыл заранее и приготовился к битве. Всё должно было получиться идеально: великий воин побеждает безродного, но крайне опасного выскочку и маргинала. Это ли не подарок богов и источник чести для князя и его тренера? Наверняка какой-нибудь придворный поэт по приказу Хосокава Тадаоки уже писал по этому случаю героическую поэму.

Забыл про дуэль и про меч
Но Миямото Мусаси не прибыл. Он просто не пришел на дуэль, которая должна была стать величайшей битвой в истории японского рыцарства. «Этот никчемный пес струсил!», - со смесью превосходства и досады решили секунданты. Но на всякий случай они все же проверили дом, в котором заночевал Миямото. Он был там, валялся на кровати, пьяный, после бурной попойки. Ронина разбудили, кое-как заставили встать, после чего он попил воды прямо из тазика для умывания и, щурясь от апрельского солнца, побрел в сторону переправы.


Сонный и пахнущий перегаром Миямото Мусаси сел в лодку паромщика и отправился к острову через бурный пролив Каммон. Можно представить, как в этот момент мутило великого героя.

«Но где же твое оружие?», - спросил лодочник, указывая на Миямото - на его поясе не было ничего, кроме короткого вакидзаси. На что фехтовальщик достал этот самый кинжал, взял запасное весло паромщика и начал выстругивать деревянный меч боккэн. Не с одним же вакидзаси идти на великую битву!

Победа
К тому моменту, когда Миямото Мусаси доплыл до острова, он уже опоздал на три часа, время подходило к обеду, и Сасаке Кадзиро был в бешенстве. Так с ним вести себя не посмел еще никто в жизни. Наконец-то лодку прибило к берегу, и Миямото без всяких церемоний или даже приветствия достал свое обструганное весло и бросился на противника, который поджидал его у кромки воды.

Сасаки, который к этому моменту дошел до опасной стадии гнева, тоже не стал дожидаться врага и метнулся к нему навстречу. Его «Монохоши Зао» сделал резкий выпад в лучших традициях школы «Маневр ласточки», но это было последнее, что Кадзиро сделал в своей жизни. Миямото Мусаси увернулся в прыжке и опустил свою дубину на голову мастера нодати.

Меч Сасаки выпал из рук и задел Миямото, но тот не обращал на это внимания: он с размаху бил противника в грудь своей «деревянной катаной»: ребра Кадзиро оказались переломаны, лёгкие пробиты. Во время боя лезвие нодати перерезало пояс Миямото, так что какое-то мгновение, увлекшись битвой, он стоял голым ниже пояса и размахивал своим боккэном.

Опыт и переоценка ценностей
Несмотря на победу, Миямото Мусаси неожиданно для собравшихся и, возможно, себя самого, оказался расстроен случившимся. Ошарашенным секундантам он сказал что-то вроде «Такого самурая потеряли!» и побежал обратно в лодку. После этого он навсегда перестал участвовать в смертельных поединках и убивать людей ради славы и денег, а его умение пользоваться деревянными мечами переросло в отдельное искусство.

В память об этой дуэли на острове Ганрюдзима воздвигнут памятник.

via

истории, прошлое, люди

Previous post Next post
Up