Кому на Руси было запрещено есть свинину

Mar 14, 2019 15:14



Всем известно о существующем в иудаизме и исламе запрете на употребление в пищу свинины, однако далеко не каждый знает, что есть русские, которые тоже строго придерживаются этого правила.

Духовные христиане
На рубеже XVII -XVIII веков на территории Российской империи стали возникать обособленные религиозные группы, чьи участники получили название «духовные христиане». Обретя при Петре I возможность самостоятельно изучать Библию люди стали по-своему трактовать её содержание, а поняв, насколько церковная реальность далека от проповедуемых в Священном Писании догматов, некоторые из них решили создать альтернативное вероучение.

Отделившись от официального православия, они не признавали иерархию и святость института церкви, которая, по их мнению, представляла собой погрязшее в грехах мирское учреждение. Пропагандируя свободное вероисповедание, они отвергали религиозные богослужения и боролись с идолопоклонничеством путём порчи и выброса икон.

Повторяя, что «церковь не в бревнах, а в ребрах», они считали, что храм Божий должен находиться внутри истинно верующего, а не быть населённым лживыми священниками внешним сооружением.

Сходные в мировоззренческом отношении с европейскими протестантами духовные христиане в повседневной жизни демонстрировали строгое соблюдение заповедей, приведённых в Ветхом Завете, который они почитали за подлинную Библию.

Как раз из этого обстоятельства и вытекает причина, по которой молокане, духоборы, хлысты, скопцы и субботники, являвшиеся костяком духовного христианства России, не ели свинину.

Грязное животное
В 11 главе Книги Левит, приводятся слова Господа, разъяснявшего Моисею и Аарону какое мясо можно и нельзя употреблять в пищу. Согласно тексту, сынам Израилевым дозволительно было использовать в кулинарии мясо жвачных животных, имеющих «раздвоенные копыта и на копытах глубокий разрез». Верблюд, тушканчик и заяц оказались непозволительными потому, что не принадлежат к отряду парнокопытных, а свинья, за то, что «копыта у нее раздвоены и на копытах разрез глубокий, но она не жует жвачки, нечиста она для вас» (Левит 11:7).

Не желающим следовать этому древнему предписанию православным, которые стоят на том, что с приходом Иисуса Христа и появлением Нового Завета Моисеев закон о запрете употребления мяса грязных животных утратил свою силу, духовные христиане предлагают обратиться к Евангелию от Матфея.

В 5 главе этого канонического труда приведены слова Христа, из которых вытекает, что он не отменял никаких старозаветных основ: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить».

Отстаивая свои убеждения, духовные христиане указывали православным на Евангелия от Луки [8:31 - 33], Марка [5:11 - 13] и Матфея [8:28 - 33], в которых описывается бесноватая сущность свиней: «И когда Он [Иисус] прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, его встретили два бесноватые… И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? Пришел Ты сюда прежде времени мучить нас. Вдали же от них паслось большое стадо свиней. И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней. И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, все стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде» (Мф [8:28 - 33]).

Изоляция
Активизация миссионерской деятельности духовных христиан, отбиравших паству от официальной православной церкви и настраивавших народ против неё, не могла остаться без внимания властей, которые периодически устраивали гонения на религиозных отступников.
Вздохнув спокойно при разрешившем свободу вероисповедания императоре Александре I, они вновь подверглись гонениям при Николае I, пожелавшим удались смутьян на Северный Кавказ, в Сибирь и Закавказье.

При малейших выражениях недовольства своей участью духоборов и молокан, хлыстов и скопцов ссылали в суровые уголки России, приговаривали заключению и каторжным работам, избивали и грабили. Кстати, на защиту ущемлённых христиан вставал отлучённый от церкви Лев Толстой, который публиковал в прессе воззвания с призывом прекратить беспредел, обращался в Нобелевский комитет, чтобы они вручили премию мира духоборам-пацифистам, и даже пожертвовал религиозным общинам гонорары.

Такая бесправная жизнь в изоляции без возможности вернуться в родные края продолжалась до 17 октября 1905 года, когда Николай II издал манифест о свободе совести. Однако радоваться духовным христианам пришлось недолго, поскольку всего через несколько лет в новой советской стране был провозглашён атеизм со всеми вытекающими последствиями, в том числе вынужденной эмиграцией.

Современность
На сегодняшний день сохранивших старинный уклад русской жизни молокан, численность которых составляет 300 000 человек, можно встретить в Армении, Турции, Австралии, Латинской Америке, Мексике, Канаде и США, а также в южных областях России, куда они активно возвращаются из разных уголков света. Ростовская область, Краснодарский край и Ставрополье с неофициальной столицей молокан - станицей Кочубеевская, становятся новыми центрами жизни первых русских религиозных реформаторов.

Под предводительством пресвитера молоканская община, отвергающая кресты, иконы, священнослужителей, причастие и водное крещение, читает и растолковывает Писание.
Духоборы, выше Библии почитающие созданную духовными отцами движения «Животную книгу», являются непреклонными пацифистами, отказывавшимися служить в армии даже перед угрозой смертной казни.

В наши дни наиболее значительные заграничные колонии духоборов находятся в Канаде (30 000 человек) и Грузии (800 человек). В последние годы наблюдается процесс их возвращения на родину, и новые поселения духоборов возникают в Брянской, Белгородской, Ростовской, Тульской и Тамбовской областях.

Значительные изменения претерпело религиозное движение субботников, которые будучи русскими, придерживались иудейской веры и обрядов.

По приблизительным подсчетам, на территории бывшего СССР, в основном в Армении, Азербайджане и нескольких регионах России, в наши дни насчитывается до 10 000 субботников, остальные представители течения эмигрировали в Израиль.

Проповедовавшие безбрачие и аскетизм хлысты, которые официально не отмежёвывались от православия и даже посещали церковь, славились своими неистовыми радениями, напоминавшими свальный грех.

После установления советской власти хлысты подверглись серьёзным преследованиям и между 50-60- ми годами ХХ века прекратили существование.

Аналогичная участь 10 годами раньше постигла скопцов, которые считая деторождение причиной разорения, а интимные отношения грехом, лишали себя внешних половых признаков, производя «огненное крещение» или оскопление. Открыто высмеивая православные обряды и таинства, называя церковь «конюшней», а попов «жеребцами», они, тем не менее, с удовольствием посещали храмы. Зато скопцов нельзя было увидеть на днях рождения, свадьбах и крестинах, а также за столом, где угощали алкоголем, мясом и табаком.

via

мясоеды, мясо, питание

Previous post Next post
Up