Про длинные названия советских автомобилей раньше шутили: мол, что это за цифры после аббревиатуры завода, номер телефона директора или цена? Действительно, ВАЗ-2101-94 или РАФ-2203-01 кого угодно введут в ступор индексами, которые кажутся просто набором цифр. На самом деле во всем этом была своя строгая логика.
Как было раньше
Как рассказывает И. С. Антонов в своей книге «Краткая история автомобилестроения», до Великой Отечественной войны никакой системы в названиях моделей советского автопрома не существовало. Каждый автозавод, начинавший серийный выпуск транспортного средства, давал ему порядковый номер и иногда какую-то букву в качестве дополнительного индекса. Так, перед войной в стране появилось огромное множество «единичек»: ГАЗ-М1, НАМИ-1, ЯТБ-1, ЯС-1. Стало очевидно, что в скором времени дороги страны заполонят «копейки», «двушки» и «тройки» разных заводов-производителей.
Но решить проблему до войны не удалось, и вспомнили о ней только в 1945 году. Была принята единая система классификации (ЕСК) транспортных средств. Согласно ей, каждому автопроизводителю был выделен цифровой диапазон, в котором он и мог выбирать индексы для моделей. Причем, чем крупнее был завод, тем больше цифр ему досталось. Так, например, для ГАЗа - с 1 до 99, для ЗиЛа - с 100 до 199, а для «Москвича» поменьше - с 400 до 449. Еще меньше доставалось совсем небольшим заводам: АРТ (Тарту) - 940-949, а ЛАЗ - с 695 по 699.
Поначалу казалось, что проблема действительно решена, но порядка все равно не получилось. Производители давали моделям внутризаводские обозначения в доступном цифровом диапазоне и оставляли их же для автомобилей, пошедших в серию. При этом в массовое производство запускалось далеко не все. Так, за ГАЗ-12 следовал ГАЗ-21, а за ним - ГАЗ-66. Еще сложнее было с моделями, которые разрабатывались на одном заводе, а их серийное производство осуществлялось на другом. К тому же индексы не давали никакого представления о технических характеристиках авто. Назревала новая реформа.
Отраслевой норматив 1966 года
Если вы учились на права в СССР или в первое постсоветское десятилетие, то наверняка еще помните эту четырехзначную систему индексов, каждая цифра которой имела свое значение. Эта система подробно описана в документе «ОСТ 37.001.269-96. Транспортные средства. Маркировка». Начнем со второй, так как именно она определяла тип транспортного средства: 1 - легковой автомобиль; 2 - автобус; 3 - грузовой автомобиль; 4 - тягач; 5 - самосвал; 6 - автоцистерна; 7 - фургон; 9 - спецтранспорт. «Восьмерку» решили оставить в качестве резерва.
Первая цифра в индексе обозначала класс транспортного средства в своей категории. Для легковушек он определялся объемом двигателя, для грузовых машин - полной массой, а для автобусов - габаритными размерами. Существуют специальные таблицы, помогающие в этом разобраться. Что касается последних двух цифр, то это был порядковый номер модели - внутризаводской или серийный.
В любом случае, теперь разобраться с техническими параметрами автомобиля не представляло сложностей, даже если вы никогда не видели его. Например, ВАЗ-2101 - это легковушка с двигателем 1200-1800 см3, ставшая первой серийной моделью Тольяттинского автозавода.
via