В настоящее время в СМИ все чаще появляются сообщения о привлечении граждан, приобретающих в различных интернет-магазинах, на первый взгляд, обычные гаджеты, к уголовной ответственности по статье 138.1 УК РФ «Незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации».
Данная статья предусматривает ответственность не только за производство и сбыт спецтехники, но и за ее приобретение.
Статья 138.1 УК РФ введена в действие Федеральным законом от 07.12.2011 N 420-ФЗ, однако, при ее применении у правоохранительных органов возникают проблемы с квалификаций действий граждан, совершивших данное преступление.
Разберемся почему.
Указом Президента Российской Федерации от 22 февраля 1992 года N 179 утвержден Перечень видов продукции, свободная реализация которых запрещена.
В данный перечень попали, в частности:
- шифровальная техника, и нормативно - техническая документация на ее производство и использование
- специальные и иные технические средства, предназначенные (разработанные, приспособленные, запрограммированные) для негласного получения информации, нормативно - техническая документация на их производство и использование.
Понятие данных спецсредств изложено в Постановлении Правительства РФ от 16.04.2012 N 314 довольно размыто: «электронное устройство, предназначенное для негласного получения информации - специально изготовленное изделие, содержащее электронные компоненты, скрытно внедряемое (закладываемое или вносимое) в места возможного съема защищаемой акустической речевой, визуальной или обрабатываемой информации».
Обязанность по лицензированию и контролю за оборотом спецтехники возложена Указом Президента РФ от 09.01.1996 N 21 на ФСБ России.
Список видов спецсредств утвержден Постановлением Правительства РФ от 10 марта 2000 г. N 214, при этом, к ним относятся:
- Специальные технические средства для негласного получения и регистрации акустической информации: системы проводной связи и радиоаппаратура, предназначенные для негласного получения и регистрации акустической информации;
- Специальные технические средства для негласного визуального наблюдения и документирования:
- фотокамеры, закамуфлированные под бытовые предметы и/или имеющие вынесенный зрачок входа (PIN - HOLE); без визира; с вынесенными органами управления камерой;
- телевизионные и видеокамеры, закамуфлированные под бытовые предметы; имеющие вынесенный зрачок входа (PIN - HOLE); работающие при низкой освещенности объекта (0,01 лк и менее) или при освещенности на приемном элементе 0,0001 лк и менее;
- комплекс аппаратуры передачи видеоизображения по кабельным, радио и оптическим линиям связи.
Таким образом, под определение спецтехники и спецсредств можно отнести охранные системы наблюдения и видеокамеры, замаскированные каким-либо образом под дверной глазок или пожарную сигнализацию, современные ноутбуки, фотокамеры и даже обычную «радионяню» или мобильный телефон.
Причем уже имели место случаи возбуждения уголовного дела и привлечения к уголовной ответственности по ст. 138.1 УК РФ, предусматривающей наказание в виде штрафа в размере до 200 000 рублей, либо лишением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Так, Алексей Трубин из Архангельска самостоятельно собрал «радионяню» по схеме, опубликованной в журнале «Радио», за что был привлечен к уголовной ответственности по ст. 138.1 УК РФ.
В отношении предпринимательницы из Самары Ольги Соболевой, которая продавала охранные системы наблюдения и видеокамеры для домофонов также было возбуждено уголовное дело, поскольку следователи посчитали данную аппаратуру спецтехникой.
Приобретение GPS-трекера с целью отслеживания передвижения собственного теленка обернулось для жителя с. Лопатки Лебяжьевского района Курганской области уголовным делом.
Вышеперечисленные случаи позволяют сделать вывод о несовершенстве правового регулирования в данной сфере.
Представляется, что уголовно наказуемым деянием должно признаваться приобретение спецтехники исключительно для незаконного слежения или получения информации в преступных целях, что позволит исключить из круга подозреваемых законопослушных граждан, приобретающих данное оборудование для бытовых нужд и не имеющих умысла на совершение преступления.
Однако до решения данной проблемы законодателем стоит все-таки воздержаться от приобретения оборудования, потенциально отвечающего данным признакам.
via