В конце марта состоялось немало важных и интересных событий. Но эта статья совершенно не о выборах и терактах, сегодня мы поговорим о…девушках. Да-да, выдыхаем, биться в дебатах о Грудинине не придётся! Нам предстоит рассказать о том, что заставляет сердце каждого человека биться чаще, лицо - краснеть а глаза - азартно блестеть. Итак, новость - в России есть БУРЛЕСК! Ну это мы в курсе, недовольно проворчите вы - но нет, мы настоятельно повторим - В России есть НАСТОЯЩИЙ бурлеск. И сейчас мы вам его покажем!
Сегодня бурлеск является настоящим видом искусства. Современные исполнители бурлеска, мужчины и женщины, сочетают в себе самые взрывоопасные аспекты костюмированного эротического танца, комедии и театра и, конечно же, наготы на сцене. Дита фон Тиз превратила этот нетривиальный жанр в динамичную практику, которая бросает вызов всем обычным стереотипам восприятия обнажённого тела.
Корни бурлеска уходят в 1840-е годы и ведут своё начало от менестрелей американской культуры. Тем не менее тот бурлеск, который мы знаем сегодня, начинался как коктейль из водевильного юмора и стриптиза и стал популярен в начале 1900-х годов, когда исполнители в стиле бурлеск (в основном женщины) выступали с танцами и провокационной наготой в клубах и на бродвейских площадках.
Как развлекательное шоу, бурлеск появился в Европе в середине XIX века. На то время жанр был всё ещё очень близок к поэтической традиции бурлеска и представлял собой в первую очередь комедийное шоу. Первое знаменитое бурлеск-шоу - «Британские блондинки» под руководством Лидии Томпсон (1868-й год), имевшее небывалый успех в США. И в то время, как к началу XX века популярность бурлеска стала сходить на нет, уступив место музыкальной комедии, в Америке он стал стремительно развиваться. Со временем, центральное место в постановках стала занимать женская нагота - от коротких юбок танцовщиц кордебалета к полному обнажению артисток. Чтобы компенсировать неумение танцевать, девушки стали создавать изысканные сценические костюмы, реквизит и декорации для своих номеров, что со временем стало важнейшей характеристикой жанра. Кроме танцовщиц, в шоу обычно было несколько музыкальных номеров, комик, конферансье.
К середине 1930-х годов в США насчитывалось более 150 ведущих артисток бурлеска, включая такие звёздные имена, как Салли Рэнд (изобретательница танца с огромными веерами из перьев, визитной карточки бурлеска), Джипси Роуз Ли, Дикси Эванс, Темпест Сторм, Лили Сен Сир, Блейз Стар. С бурлеск-театрами работали такие знаменитые джазовые композиторы как Коул Портер и Лоренц Харт, и комики - Мэй Уэст, Фанни Брайс, Эбботт и Костелло и многие другие.
Постепенно номера становились всё более откровенными, публика - всё более неистовой, а неконтролируемое потребление алкоголя в бурлеск-театрах делало их всё более опасными. Несмотря на небывалую популярность престижных и дорогих бродвейских шоу, в 1935 году по постановлению мэра Нью-Йорка Фьорелло ЛаГуардия бурлеск был запрещён на территории штата Нью-Йорк. В других штатах на бурлеск-шоу были наложены ограничения, касавшиеся в первую очередь дозволенной степени обнажения артисток, которые теперь не могли появляться на сцене без тонкого бюстгальтера или «пэстис» (украшенных и нередко очень дорогих наклеек на соски) и трусиков. Это привело к тому, что артистки высокого уровня стали уделять ещё больше времени костюмам и созданию шоу, не забывая при этом раздеваться в рамках правил. В разное время в бурлеск-театрах появлялись номера с дрессированными птицами, под водой, на трапеции, в декорациях, стилизованных под будуар или роскошную ванную.
В 1970-е на фоне сексуальной революции и расцвета порноиндустрии в бурлеск проник девиз «меньше шоу, больше тела». Клубы стали стараться привлечь количеством танцовщиц, но не качеством шоу. Оттуда постепенно стали исчезать комики, музыканты, роскошные костюмы и декорации. К середине 1970-х, бурлеск стал тем, что сейчас называется стриптизом, казалось, навсегда.
Как мы узнали о том, что грядёт первый Московский фестиваль бурлеска, история умалчивает. Но как мы увидели это без сомнений шикарное шоу, покажем и расскажем. Всё началось в бане в ресторане "Серебряный век". При чём тут баня? Просто ресторан расположился в здание Центральных бань (до 1917 года - Хлудовских) принадлежало четырем московским сестрам-миллионершам - дочерям текстильного фабриканта Герасима Хлудова. Хлудовские бани предназначались для публики разного достатка, ценящей комфорт. И этот ориентир на комфорт сохранились и сегодня, атмосфера расслабляет и одновременно раззадоривает. Впрочем, не только из-за обстановки)))
Организовали фестиваль девушки действительно легендарные - первые и, пожалуй, самые известные в мире звезды русского бурлеска Ляля Бежецкая и Лила Жаркая. MBF (Moscow Burlesque Festival) продолжая мировую тенденцию, трепетно организован самими участницами, а не отдан на откуп ивент-компаний. И не зря. То, насколько трепетно и тщательно была каждая мелочь и деталь задало событию серьёзный уровень, MBF вполне может встать в один ряд с LBF, NYBF, HBF, ABF - за этими аббревиатурами скрываются Лондон, Нью-Йорк, Гамбург, Австралия.
В России сегодня бурлеск получает множество интерпретаций, сливаясь с другими жанрами, а также развивается параллельно с другими направлениями, пришедшими из прошлых эпох: «пинап», «рокабилли»… На фестивале можно было насладиться всеми этими и многими другими формами и форматами. Интересно?
В фестивале конечно поучаствовала сама Ляля Бежецкая и ее кабаре "Музыкальная шкатулка", а также артистка эксцентричного варьете Лила Жаркая, танцующая джазовая певица Китти Орлова, жемчужины сибирского бурлеска Тамасина Бинсан и Катерина Сахара, женщина тысячи лиц Киттентитс МакГи, лунное дитя декаданса Кристабель Отэм, аристократка с набором трюков Агнета Линчевская, непредсказуемая роковая блондинка Бланш де Моску и известная ведущая с выдающимся телом и умом Мия Зарринг.
“Женщины всё время хотят невозможного. Взрослеть, но не стареть. Жрать, но не толстеть. Рожать детей, но не терять сексуальной привлекательности. Быть суперзвездой с плотным графиком гастролей - и при этом иметь семью, личную жизнь или просто хотя бы иногда превращаться в живого человека, который может устать, раскапризничаться, послать всё к чертям, а ему ничего за это не будет. Вы у меня спрашивали, чего хотят женщины. Вы не спрашивали, осуществимо ли это", - Мия Зарринг
На время сбора гостей сцену занял патефонный маэстро Антон Больных. Артист-патифонист, как он себя называет, действительно зажег и задал атмосферу самому фестивалю. Между прочим, маэстро не только исполняет музыку но и реставрирует патефоны, что тоже сочетается с атмосферой - всё сами, со всем вниманием и тщательностью)
А хулиган и стиляга из Алексей Блохин высекал свинг, рок-н-ролл и другую популярную музыку 1930-50-х из белого рояля, который украшает собой Ресторан Серебрянный век. Кампанию ему составил Георгий Яшагашвили, знаменитый московский джазовый гитарист.
В-целом атмосфера начала-середины ХХ-го века была создана мощно. Пир для глаз, мёд для ушей.
Участницы пели, танцевали и до разной степени оголяли тела: кто-то до корсета, кто то до блестящих кружочков на сосках и таких же трусиков, а кто то и вовсе полностью. Номера были захватывающие, тут и сложнейшая акробатика, и зажигательные танцы, и даже иллюзии и магия. И нечто, вовсе не поддающееся определению…
В-общем, феерично, ярко, зрелищно и вкусно. Пылкие красавицы радовали своими образами и яркостью костюмов: шляпки, перчатки, бусы, шпильки, ретро белье, кружевные панталоны и, конечно же, ажурные чулки…
И на сладкое вот вам афиша фестиваля!