«Буквы разные писать тонким пёрышком в тетрадь…», - эти слова служат лейтмотивом праздника уже больше 40 лет.
Однако мало кому из современных школьников, да и их родителей, довелось пользоваться перьевыми ручками. За полвека в системе школьного образования произошли значительные изменения.
Так чему же, и главное, как учат современных детей? Чтобы составить объективное мнение о модернизации школ, дополнительном образовании и буднях современной школы, мы решили расспросить сразу две стороны - учителей и их учеников.
Антонина Тетюшева, 63 года, учитель истории:
«В школу я пришла сразу после окончания пединститута. Получается, больше 40 лет я работаю учителем. В нашей школе я одна осталась такая старая, на меня молодые учителя смотрят, как на динозавра (смеётся).
Повидала я разное, и советскую систему, и 90-е, так что я думаю, меня уже ничем не удивить. По поводу модернизации школ скажу, что это вполне закономерный шаг. Школа и учителя всегда должны быть, что называется, «на гребне волны», ведь мы имеем дело с подрастающим поколением. Поэтому было бы странно, если бы школа оставалась последним местом, где ещё не провели интернет.
Когда нам сказали, что мы будем сдавать экзамен на компьютерную грамотность, меня это нисколько не напугало - я уже давно в курсе, как работать с компьютером, готовила ребятам презентации ещё до того, как нам такие указания поступили. Я всегда стараюсь быть в курсе всего нового, я же с молодёжью работаю».
Валерий Никитко, 32 года, учитель математики:
«Я пришёл в школу в 2005 году. Тогда всё немного по-другому было, конечно. Меня все знакомые отговаривали идти в школу, но я очень хотел учить, да и 5 лет института просто так терять было жалко. Зато сейчас я своей зарплатой полностью доволен. Получаю около 70 тысяч. Конечно, тут сыграло и повышение нагрузки. Но ещё лет 5 назад я при прочих равных получал бы процентов на 60-70 меньше».
Светлана Доброва, 24 года, учитель русского языка и литературы:
«Я недавно в школе работаю, полтора года всего. Пока меня всё устраивает. С ребятами я хорошо общаюсь, у меня только 5-7 классы пока, много нагрузки не беру, потому что боюсь не справиться. Хотя на будущий год хочу взять классное руководство. Ещё я веду кружок внеклассного чтения. В нашей школе уже где-то 70% детей посещают кружки и секции, об этом на педсовете говорили. В прошлом году только 40% мы насчитали. Я считаю, это прогресс. Вот и ко мне в этом году записалось целых 10 человек! (смеётся)».
Артём Малыгин, 16 лет, школьник:
«Мне не нравятся все эти модернизации. Зачем это надо? Ну да, появился у нас электронный дневник - так чем обычный хуже был? Особенно меня бесит электронная карта (имеется в виду система «Посещение и питание» - прим.ред.) - если карту забыл, то всё, в школу не попадёшь, иди обратно. И вообще, меня возмущает такое отношение к свободе личности - может, я не хочу, чтобы мои родители знали, что я ел и во сколько пришёл в школу. Я, в конце концов, практически взрослый человек».
Коля Захаров, 11 лет, школьник:
«Я хожу в кружки при школе: кружок робототехники и на шахматы. Мне нравятся оба. Но робототехники особенно, я туда недавно ходить начал. Там мы сделали робота-вратаря, очень крутой получился. Я даже его на видео снял, выложил у себя на страничке «в контакте».
Вообще, мне нравятся точные науки и что-то самому изобретать. Так что я собираюсь стать инженером-изобретателем. У меня для этого есть все данные - на робототехнике меня хвалят, и на шахматах тоже, говорят, у меня математический ум».
Конечно, за последние несколько лет в школах произошли радикальные изменения. Введена система «Посещение и питание» (электронные карты, которые отправляют родителям информацию, когда ребёнок пришёл в школу и ушёл из неё). Обновилась материально-техническая база. Значительно возросли зарплаты учителей.
Но достаточно ли этих действий для того, чтобы школа начала отвечать всем требованиям современной жизни или нас ждут более крупные перемены? Этот вопрос всё ещё открыт.