Крестьянские ценности

Jun 01, 2017 19:00




Крестьянская ментальность начала 20 века отличалась простейшим набором ценностных ориентаций.
Фундаментальной особенностью крестьянской ментальности выступал социоцентризм, трактуемый как ориентация крестьян на растворение своей личности в некоем социуме (общине, коллективе и т.п.), который выступает по отношению к этому индивиду как высшая сила и высшая власть. При этом речь идет о добровольном и зачастую самим индивидом не замечаемом усвоении принятых в данной общности стереотипов, схем, шаблонов мышления и поведения, которые рассматриваются как единственно возможные.

Для крестьянского мира России было характерно своеобразное отношение к религии. Православная вера крестьян проявлялась главным образом в следовании обрядам. В религиозной жизни крестьянин проявлял много внешней набожности, но едва ли понимал духовный смысл веры вообще и религию как образ жизни. По меткому выражению В.Г. Белинского, крестьянин произносит имя Божие, почесывая себе задницу, а об образе говорит: годится - молиться, не годится - горшки покрывать. Можно заключить, что подлинной религией крестьян был фатализм, ибо они везде видели Божью волю.
Сложный комплекс представлений в системе крестьянской ментальности связан с отношением к земле. Труд на земле в сложных природно-климатических условиях, крепостное право и экстенсивный тип аграрной экономики, аграрное перенаселение в Европейской России во многом предопределили отношение российского крестьянства к земле. Для мировосприятия крестьян характерной была установка: любые дела власти, любая ее бессмысленна, если она не добавит земли крестьянам. Феномен такого отношения крестьян, а значит и преобладающей части рядового состава армии, раскрывает В.Г. Короленко, когда упоминает о случайно услышанном им разговоре солдат во время русско-японской войны. Суть его сводилась к тому, что «война эта нам не нужная», поскольку земли в Корее для нашего хозяйства не приспособлены. С точки зрения крестьянина воевать бусурман и присоединять землицу - первейшее дело православного царя. В этом было оправдание и рекрутчине, и жертвам военного времени. Первая мировая война, потребовав многих жертв и огромного напряжения сил, не несла никаких перспектив поправить дело с землей.
Устойчивым компонентом крестьянской ментальности на протяжении веков был наивный монархизм, вера в «доброго Царя». Народник Н. Бух вспоминал, как он долго шел с крестьянином от железнодорожной станции в село и убеждал его, что царь против народа. Крестьянин внимательно слушал, а при расставании заявил: «А все-таки он помазанник Божий, Хозяин земли! Без хозяина нельзя. Только вот помещики, не пойму, на кой черт они ему сдались». Эти же представления ярко проявились и в период революции 1905-1907 гг., когда крестьяне громили и жгли помещичьи усадьбы, но сохраняли веру в «Царя-батюшку». Все изменилось в ходе Мировой войны.

Для массового крестьянского сознания было характерно своеобразное отношение к внешнему миру и своей Родине. Крестьянин не имел чувства принадлежности к более широкому сообществу, что позволяет утверждать об их изолированности от политической, экономической и культурной жизни страны. Интересы крестьянского социума не распространялись за пределы круга своего обитания, поэтому внешний мир воспринимался сквозь сильно запотевшее стекло как нечто далекое, чужое и, в общем-то, совсем маловажное. Такое состояние крестьянского сознания проецировалось и на их отношение к Отечеству.

Еще одной типичной чертой крестьянской ментальности многие исследователи называют правовой нигилизм. Правосознание крестьян было фрагментарным и деформированным. В нем неизменно присутствовало понимание свободы как Воли, а Воли как вседозволенности. Наиболее ярко эти трансформации проходили после Февраля 1917 г.
взято тут

история

Previous post Next post
Up