В 1948 году Бернард аспирант Института Технологии Университета Дрекселя в Филадельфии, Сильвер Бернард, случайно подслушал, как президент местной торговой сети просил декана разработать систему, автоматически считывающую информацию о продукте при его контроле. Взяв в напарники своего друга Вудланда, парень решил воплотить эту идею. К решению проблемы подтолкнула азбука Морзе. Но вместо точек и тире было решено использовать толстые и тонкие полоски. Чтобы прочитать штрихи, использовался оптический саундтрек , используемый для записи звука в кинофильмах. 20 октября 1949 Вудланд и Сильвер подали заявку на изобретение и получили патент США № 2 612 994 на первую в мире систему штрихкодирования.
В 1951 году Вудланд и Сильвер попытались заинтересовать компанию IBM в развитии их системы. Но IBM отказалпась, посчитав идею слишком дорогой в реализации.
В 1952 году Вудланд и Сильвер продали патент компании Филко (Philco - в дальнейшем известна как Helios Electric Company). В том же самом году Филко перепродала патент компании RCA. Но только весной 1971 г. на одном из саммитов крупных деятелей торговли компания RCA продемонстрировала вполне работоспособную систему нанесения и считывания кругообразного штрих-кода с использованием сканирующей лазерной установки.
Первым товаром со штрихкодом была жевательная резинка Wrigley’s. Она была продана 26 июня 1974 года в 8.01 утра и хранится в музее Смитсоновского института.
Сейчас существует более 50-и систем штрихового кодирования. Наиболее активно используются четыре из них - код 39 (Code 39) низкой, средней и высокой плотности, код «2 из 5?, код Codabar и EAN/UPC.
Сами по себе, кодировки EAN-13 и UPC не содержат трёх шестёрок, они содержат три разделительных знака, визуально похожие на кодовое обозначение числа 6 согласно общему описанию штрихового кода стандарта E.A.N-13/U.P.C.-A
Некоторым дизайнерам удаётся создавать из штрихкодов целые картины, не ухудшая при этом его свойств. Это направление в дизайне упаковок получило называние «Barcode art». Толчок к социализации штрих-кодов случился благодаря японской компании D-Barcode. Эта фирма впервые внесла свою долю креатива в штрих-код таким образом, чтобы их творчество не мешало сканерам считывать код, а людям позволяло радовать глаз.
Компания Microsoft разработала стандарт Microsoft Tag, в котором данные зашифрованы цветными областями на штрих-коде.
В современных смартфонах обычно есть программа, которая позволяет сканировать разные виды штрих-кодов через фотокамеру - это позволяет быстро идентифицировать объект. Благодаря этому началось массовое распространение матричных QR-кодов, в которых часто кодируют описание товара, контактную информацию или даже ссылку на сайт.
Продвижением QR-кодов активно занимается компания Google. С недавнего времени, сервис коротких ссылок goo.gl, предоставляет возможность превратить любую ссылку в QR-код. Всё что вам нужно - это добавить в конце ссылки «.qr».