Многие видели этот автомобиль на снимках и дивились «вот же странно иногда работает инженерная мысль». Да, это действительно ГАЗ-53 с колёсами и гусеницами. Разберёмся, что он собой представляет и зачем появился.
Условно вездеход БВСМ-80 можно назвать ГАЗ-52 + ДТ-75. То есть это гибрид серийного грузовика ГАЗ-52 и трактора ДТ-75. Название автомобиля расшифровывается «Быстроходная вездеходная санитарная машина образца 1980 года». Правда, в 1980-м концепцию только задумали, а сама машина самостоятельно проехала первые несколько метров лишь в 1983-м.
![](http://www.popmeh.ru/upload/iblock/948/948cdd5961b076ce70bf52b5d984d222.jpg)
Создателем концепции был инженер Рем Николаевич Уланов. Его идеей было создание санитарной машины, которая, с одной стороны, могла бы быстро передвигаться по шоссе и при этом не портить асфальт, а с другой - преодолевать любые завалы и буреломы, подобно трактору. Но военные проектом не заинтересовалось (речь шла именно о военно-санитарном автомобиле) и поддержку нашли у заместителя министра здравоохранения РСФСР Н.И. Сидорова
![](http://www.popmeh.ru/upload/iblock/7a8/7a87f69e08772517731748f7c2fa4975.jpg)
Но у медиков было меньше денег и приоритета, чем у армии. И поэтому концепция оригинального транспортного средства была отвергнута. Уланов получил финансирование и задачу построить такой вездеход из серийных узлов ГАЗика и трактор ДТ-75. В 1983 году первый и единственный экземпляр БВСМ-80 был построен на механическом заводе Мособлздрава в Куриловске. Смешно, но испытания машины проходили в Битцевском парке в Москве, потому что Уланов жил в Чертаново, и ему было удобно добираться до места испытаний. Также были испытания в Подмосковье.
![](http://www.popmeh.ru/upload/iblock/4ae/4ae27abae3377e01539469d7f62f7ce8.jpg)
Машина в ходе испытаний претерпела серьёзные изменения - в частности, её длина уменьшилась с 5540 до 4840 мм, катков стало 4, а не 6. Пусть вас не обманывает крест на борту - внутри не было никакой медицинской начинки, это был просто голый кузов. К сожалению, с началом Перестройки финансирование отозвали, Уланов слёг в больницу с инфарктом, отвечающие за вопрос чиновники «полетели» со своих постов, а машину разрезали на металл после нескольких лет гниения на Шелепихинской набережной.
![](http://www.popmeh.ru/upload/iblock/df5/df54325f2500f0151458ba7f049adfbd.jpg)
К слову, Рем Уланов, помимо всего прочего, был блестящим моделистом-конструктором. Его прекрасные модели являются экспонатами ряда музеев, в том числе Музея автомобильного транспорта.
Концепция БВСМ-80 не уникальна и изобретена не Улановым: подобные машины существали ещё в 1930-е. Сегодня тоже есть ряд специально подготовленных грузовиков такого типа. Например, вот MAN:
![](http://www.popmeh.ru/upload/iblock/6fe/6fe217fc97dfb1fee95aebdc24cc46b8.jpg)