Третьего дня сходили на пресс-показ фильма Бондарчука «Притяжение» и увидели совсем не то, чего ожидаешь от попкорнового аттракциона про инопланетян. Фильм со стороны выглядящий как «российский ответ Дню Независимости» на поверку оказался историей любви с одной стороны и слепой ненависти людей ко всему, что отличается от них самих с другой.
Хочется заметить, что несмотря на все попытки чиновников Минкульта «спасать» отечественную киноиндустрию, в ней наблюдается отчетливо положительный тренд. Конечно же плеяда низкокачественных, сделанных на «отвали» комедий никуда не пропала, но, всё чаще, на российское кино уже не так стыдно ходить, как, скажем, пять лет назад. «Притяжение» Федора Бондарчука очень хорошо в этот тренд вписывается.
Фильм, конечно не идеален, первая треть фильма очень страдает от «рваного» повествования и от попыток копировать Голливуд. Тут тебе и школьники выглядящие на все 25, и страшный авианосец с истребителями, встречающий пришельцев, и падающий корабль разрушающий собой пол-города.
Но как только главная героиня, в исполнении Ирины Старшенбаум, вступает в контакт с пришельцем, фильм преображается до неузнаваемости. Из типичного блокбастера про инопланетян, картина превращается в аллюзию на современный социум, критикующая принцип деления на «них» и «нас».
Третий акт, когда все страсти накаляются до предела, а местная версия ДПНИ приступает к штурму корабля, снята с хорошей претензией на шедевральность. Финальная битва, хоть и частично напоминает «Район №9» Нила Блопкампа, снята практически идеально и оставляет приятный эмоциональный привкус.
Несмотря на то, что все плюсы фильма перекрывают его минусы, фильму, скорее всего достанется за попытку угодить всем сразу.
Действие фильма, хоть и происходит в России, но совсем не похоже на историю «про нас». Россияне добровольно отказавшиеся от временного переселения из хрущёвки в Чертаново в оплачиваемый гостиничный номер? Школьников везут на уроки на бронетранспортёре? Серьёзно? Когда видишь подобные вещи, понимаешь что на экране, всё же, достаточно условная Россия. Конечно, эти условные американизмы оправдываются тем, что кино выходит в 40 разных странах и российский зритель не был приоритетным для сценаристов.
Впрочем, если выкинуть все попытки подражать Западу и переснять первый акт, «Притяжение» стал бы блестящим научно-фантастическим фильмом. А сейчас это просто добротный блокбастер, далеко не идеальный, но заслуживающий интереса к себе.