Собиралась я перед отъездом во Львов написать небольшой пост о Насте. Я его даже написала на листике, но набрать все времени не было. А сейчас читаю и понимаю, что многое уже успело измениться.
К примеру, еще пару недель назад дочка пылала нежной страстью к своему зеленому другу Апу. Попугаю то есть, большому и мягкому. Она без него не садилась за стол, не спала, не выходила на улицу. Но во Львове Апу изменил ей с доберманом (на самом деле у него просто не было выбора) и Настя не простила. Но, что характерно, достойной замены так и не нашла.
Есть еще правда пара книжек, которые она упорно тащит за стол. Но это, скорее подражание папе, а не привязанность.
А пару недель назад была у нас еще одна смешная ситуация связанная с попугаем. Как-то утром будит меня дочка приглушенным бормотанием. Сквозь сон слышу, как она перечисляет животных и озвучивает как кто говорит. "Со" (собака) - ав-ав, "ця"(кыця) - мяу, "сел"(осел) - иа". Тут доходит она до попугая. "Апу" - ня-ня-ня-ня-ня!". Кто был на Днепрфесте зимой, должен помнить, как это "ня-ня" рассмешило ползала. Но тогда издавала его не Настя а вот этот зверь, живущий в айпаде.
http://www.youtube.com/watch?v=_rUeJGJM7Bs (Свою коронную фразу он говорит на 10-й секунде).
После того, как я услышала это от Насти, рассмеялась и окончательно проснулась.
Еще я хотела похвастаться, что с едой у нас полное взаимопонимание. А оно вдруг неожиданно закончилось:( Хлопья по прежнему рулят. Причем, стоит мне зашуршать пакетом, как дочка моментально мчится из любой комнаты с криком "Я-я" (так она их называла). Чем-то напоминает рекламу корма для котов, хотя я не знаю, делают ли так коты на самом деле.
Зато любовь Насти к поцелуям пока не прошла. Как я уже рассказывала, она целует меня, если хочет утешить. И вот я самым бессовестным образом начала этим пользоваться. Стоит ей заскандалить, я начинаю изображать плач и настина истерика сразу прекращается - она же должна утешить маму! Примирительный цем и каша сразу перестает быть плохой. Так однажды Настя прекратила крупную ссору между нами.
Я дала дочке лекарство, после которого она обязательно должна была поесть. А она категорически отказывалась. Но и я не отступала - ну, нельзя было по-другому. И где бы Настя не пряталась, как не отбивалась, я всюду настигала ее с ложкой. В какой-то момент, Настя, перепробовав все методы борьбы с кашей, твердо заявила: "Дай цем!". И это был очень коварный прием. Отказать я ей не могла. Так вот, она минут 5 прижималась к моей щеке, пока не успокоилась. После этого съела 5 ложек каши и тогда уже успокоилась я.
Опытным путем оказалось, что больше всего Настя боится кухонного комбайна. Даже его название вслух нельзя произносить.
Продолжает говорить неполные слова и составлять из них предложения. К примеру, рисую я зеленым карандашом. Она комментирует: "Мама ка(карандаш) зе(зеленый)". Или увидит на холодильнике магнитик в виде попугая и говорит: "Апу хв(хвост) ая-яй(сломался:))". Он у него действительно ломался. И так довольно часто. Без контекста да незнакомому человеку понять нереально. Хотя в поезде и "правильное" предложение прозвучало (Дядя пьет чай).
Но невролог, у которого мы были на плановом осмотре, говорит, что для ее возраста это нормально. Зато диагностировал у нас излишнюю привязанность друг к другу. Сказал придти к нему, когда я буду готова, чтобы решить эту проблему. Ну-ну..
А вообще Настя стала намного лучше повторять новые слова (периодами, правда). Вот после поездки в поезде, дня 2 очень много и четко говорила. Особенно хорошо ей даются похожие слова (шапка, жабка, рыбка, репка, дирка и т.д.) Так намного легче вводятся новые слова. А еще она стала употреблять падежи. Пока только дательный - мами, дяди, баби и .т..д. Употребляет по назначению, когда что-то дает.
Начала родственников различать по именам. Так у нас появилась баба И:) Стала "уважать" спящих людей. Увидев, что кто--то лежит в кровати, тихонько говорит "Ш-ш, баба/тетя/папа сп" и даже не кричит больше:)
"Взломала" еще несколько игрушек. В частности поняла принцип складывания картинок из кубиков (любимая птица на них - сова:), чуть лучше стала понимать пазлы. Но что меня действительно поражает - так это как дочка решает логические задачи. Вот к примеру такая игра:
Всего игра состоит из 40 карточек. Как видно, на одних половинках карточек изображены геометрические фигурки, на других - то, из чего они состоят. Задание - правильно подобрать, что к чему. Игрушка вначале озадачила дочку. Но она настолько любит разнообразные карточки, что уже со второго раза разобралась, как нужно складывать картинки. Так же произошло и с другими карточками, где уже нужно было подбирать предметы, похожие на геометрические фигуры.
Но меня не столько поражает то, что 2-летний ребенок способен на такое (думаю, что многие справились бы) сколько тот контраст, который я чувствую, вспоминая, что еще недавно Настя не только треугольник от круга не отличала, но даже и голову держать не умела. Для меня это было так недавно. Еще год назад мне просто не верилось, что моя дочка сможет решать абстрактные задачи.
Стала Настя больше обращать внимание на взрослые разговоры. Услышала как-то по телевизору фразу из сериала: "Овца, иди сюда". Показывает на тетю, к которой обращались и спрашивает "Ме?":)
Еще пару слов хотела сказать о поездке во Львов. Больше всего Настю там впечатлила собака. Она еще в поезде запомнила, что ее зовут Багира. А чуть позже она выучила слово "кыш", которое повторяла по сто раз за день. Наглая молодая доберманша сначала нас облаяла, чем даже испугала Настю. Но потом всюду ее преследовала, осознав, что из рук маленькой гостьи легче всего забрать еду.
Подружилась с тетей и с двоюродным братом. Тете позволяла и кормить себя, и убаюкивать, и переодевать. До этого никто кроме меня такой чести не был удостоен. А с Артемом они очень весело играли. Вот не понимаю я их - у обоих в тот день была температура, больное горло (какой-то вирус к нам ненадолго пристал), а они носятся по квартире с воплями и собака за ними. Да, умеют дети болеть..
В целом во Львове Насте понравилось. Чувствуется, что без собаки, кошки, хомяка и родственников ей не так весело. Дорогу тоже пережили нормально. В поезде милая девочка даже приставала к чужим дядям. И это не просто слова. Обратно мы ехали в купе с двумя дядями лет 30-ти. Они ей так понравились, что она постоянно садилась к ним на полочку, заглядывала в глаза, принимала разные эффектные позы и постоянно улыбалась 20-тизубой улыбкой. Я дочку просто не узнавала: она вела себя как маленькая женщина. Даже не знаю, что думать.. Как ей потом объяснять, что не все дяди хорошие, да и тети тоже.
А вот с девочкой своего возраста, которая ехала с нами в вагоне, дочка играть не захотела. Кстати, очень развитая девочка - в 2 и 10 она цитировала Маршака и пела "Катюшу" так, что я, не видя ее, подумала, что это радио. Как рассказывала ее мама, они вместе по полтора часа в день сидят с книжками.
Также в поезде Настя сдала тест на двухлетнего ребенка: она составила поезд из кубиков и показала, как он едет. Почему-то считается, что нормально развивающийся 2-летний ребенок должен "делать поезд" из кубиков:)
Ну и небольшая загадка напоследок. Почему показывая на пиратский флаг, изображенный в одной детской книжке, Настя постоянно говорит "мама". Чем я ей могу напоминать череп и кости?!