Хочу поделиться некоторыми мыслями на означенную тему. Почему мыслями? Дело в том, что я для себя еще окончательных выводов в этом вопросе не сделала. Может, кто что напишет интересного, поделится своим подходом и опытом в этом деле.
Изначальная установка у меня была резко негативная. Как-то я видела передачу, где рассказывали о семье с больным ребенком (ДЦП, кажись). Но, ни мама, ни ребенок не унывали (и абсолютно правильно делали). Мама усиленно занималась с дочкой, чтобы та смогла ходить. Но параллельно она много времени уделяла умственному развитию ребенка. В три года та уже знала много английских слов и мама просто умилялась, когда она выдавала все, что знает на камеру.
Вот тогда я и поймала себя на мысли: мама же это делает в первую очередь для себя. Чтобы сказать потом: «Какая она умная»! И будет прививать эту мысль ребенку. Как будто бы это какая-то панацея. Да, у тебя есть проблемы со здоровьем. Зато как рано ты выучила английский, к примеру. Или начала читать. Или еще что-то. Но вопрос, нужно ли это ребенку на тот момент, остается открытым.
Я вообще часто замечаю, что этот аргумент «Зато ты умный!» - очень распространен среди людей. То же говорят некрасивым мальчикам и девочкам. А потом они вырастают и начинают пыжиться, что столько всего знают и так рано начали блистать умом и сообразительностью. Причем, абсолютно уверены, что раз они такие, значит, все их остальные недостатки нужно прощать оптом. А еще они не умеют проигрывать. Потому что привыкают, что их с детсва считают лучше других.
В школе, в вузе и в повседневной жизни я встречала очень многих людей, испорченных таким подходом.
Потому, воспитывая Настю, я боюсь не совершить такую же ошибку.
Во-первых, не хочу, чтобы она училась потому, чтобы я потом могла хвастаться среди знакомых ее достижениями. Поэтому, боюсь что-то форсировать в ее развитии: жду, когда она дойдет до этого сама. Предлагать и показывать - это да. Интересно - играем. Нет - откладываем на потом. С кубиками и пирамидками так было. Вначале ее это не интересовало совсем. Сейчас сама приносит мне фигурки, чтобы я помогла ей строить.
Во-вторых, считаю, что она сама должна распоряжаться своим детством. Я понимаю, что это немного глупо звучит. Но снова-таки: почему я должна решать, чем ей стоит заниматься, а чем нет. Многих мам раздражает, если их ребенок бегает и орет, разбрасывает вещи и творит кучу разных шалостей одновременно. Они бы предпочли, чтобы он сидел с книжечкой, рисовал, танцевал или делал что-то еще правильное с нашей точки зрения. И я в этом плане далеко не исключение.
Но что поделать, если ребенок не разделает наше мнение? Может, признать, что он прав и оставить его в покое? Но как же это сложно порой..
Кстати, меня в этом же контексте очень смущают игрушки на логику типа сортера. Это мы уверены, что круглая игрушка должна попадать в круглое отверстие. А с точки зрения ребенка это нелогично. Он ужасно любит экспериментировать и запихивать что-то невпихуемое туда, где оно быть не должно. Тут бы восхититься таким нестандартным подходом. А мы злимся, потому что у соседки со второго подъезда ребенок все запихивал куда надо.
Но, есть и другая сторона медали. Нашему ребенку-то нужно жить в социуме, где все подчиняется определенной логике. И получается, что наша задача не восхищаться нестандартностью его мышления, а сделать так, чтобы он быстрее понял общие законы и закономерности. Вот и попробуй пойми, что лучше и как правильно.
И если уж все-таки говорить, что важно лично для меня, - то я бы хотела, чтобы моя дочка выросла в первую очередь адекватным человеком. Сложно сформулировать, что именно я вкладываю в это слово. Это и умение прислушиваться к другим, и уважать себя, любить близких, помогать им, но не позволять манипулировать собой, уметь принимать такие решения, за которые потом не будет стыдно (хотя бы преимущественно) и так далее..
Я изучила основные методики раннего развития. Он либо делают акцент на развитии творческой личности, либо эрудита, либо человека логичного. Есть еще Монтессори, где что вырастет, то и вырастет. Кому интересно - вкратце методики описаны тут.
http://www.didaktika.com.ua/methods.phpНо почему-то я нигде не нашла советов по поводу того, как вырастить хорошего человека. В общем, я, конечно, понимаю, что нужно делать. Но конкретики нет, да и возможна ли она в данном случае?
Теперь небольшие выводы для себя
Как-то одна моя знакомая спросила, занимаюсь ли я с ребенком. Я сказала, что нет, она призналась, что тоже и что ей из-за этого как-то неловко. Ведь многие наши знакомые давно уже делают из детей гениев. Что характерно, скоро с ребенком нужно уже будет заниматься не для того, чтобы он был лучше других, а чтобы не был хуже (если все так повально этим увлечены:)
А потом как-то заинтересовалась я всем этим, почитала статьи. И оказалось, что и я, и она таки с детьми занимаемся! Вот даже если посмотреть по игрушкам, которые соответствуют той или иной методике. Почти все они есть в домах современных детей. Кубики, пирамидки, сортеры, куклы, краски, книжки, паззлы и т.д. - ведь все они что-то развивают. А с детьми мы играем, так что повода для комплексов я не вижу абсолютно.
Но все же для меня пока остается открытым вопрос, до какой степени нужно заниматься. К примеру, если я показываю ребенку карточки Домана, она смотрит их с интересом. Но, не противоречит ли это тому, что я написала выше. Нужно ли ей это? Или если их не будет, и она в это время разорит пару полок, ей будет лучше? Нужен ли ей горшок сейчас, когда она еще не понимает, почему именно туда правильно, а не в штаны, нужен ли ей алфавит, цифры, игрушки на логику…
Понятно, что никто, кроме меня самой не сможет в моем конкретном случае сказать, как правильно действовать. Я и не жду, что придет умный дядечка или тетечка и все расставят по своим местам. Чувствую, что расставлять мне все это еще до конца жизни:) Но так хочется верить, что у меня получится все сделать хорошо.