Что значит любить ребенка

Oct 02, 2011 10:54

Многие мои реальные друзья знают, что я посещаю группу взаимопомощи "Эффективный родитель". Там профессиональный психолог учит нас как быть родителями. Ведь действительно, этому не научат ни где: ни в школе, ни в институте, а в жизни часто приходится "пожинать плоды", когда исправить что-то уже поздно.
В прошлом году все мои знания остались в голове. А голова -- штука не надежная и почему-то некоторые вещи не хочет помнить. Бумага всё же надежнее. Этой записью я начну цикл уроков школы родителей.
Итак, что по вашему значит любить ребенка? Эрих Фромм в начале ХХ века разделил любовь на условную и безусловную. Проще понять, что это значит на примерах. Условная любовь: "У тебя большая машина, ты директор крупной фирмы, ты даришь мне красивые подарки! Я люблю тебя!" Такая любовь основана на чем-то. Без подпитки она быстро сходит на нет. Безусловная любовь: "Я люблю тебя не за что-то, а просто так!"
Как часто можно слышать от мам, пап, бабушек и дедушек, которые говорят ребенку: "Что ж в тебе хорошего? За что тебя любить?!" Вот пример условной любви! Ребенок не виноват в том, что он сделал пакость. Он ребенок и ему по статусу положено шалить! Так как сказать, что мне не приятно то, что мой малыш учинил какую-то шкоду? "Ты знаешь, что был не прав, ты не сдержался и сделал гадость! Но я всё равно люблю тебя!" Далее можно ребенка даже наказать (только без рук!!!).
Но на самом деле, все проблемы плохого поведения ребенка, как правило, возникают от недостаточного общения с ним. Я в этом вопросе не исключение! Я не идеальная мать, я сделала много ошибок в воспитании старшего и сделаю еще очень много. Главное, что я сейчас хочу, это научиться максимально их не делать и максимально быстро уметь их распознавать и исправлять. Но об ошибках в воспитании я думаю еще напишу.
Так сколько же нужно общения с ребенком, чтоб ему было комфортно? В данном случае я поставлю знак равенства между общением и проявлением любви, хотя эти понятия не равны! Не обязательно любить человека, чтобы общаться с ним, ведь так. Но в данном конкретном случае сделаем вид, что это одно и то же.
Немного истории. После Второй мировой войны в США было создано много домов малюток, где деткам до года давали всё что им (казалось) надо. Было хорошее питание, их пеленали по первому требованию, с ними играли, наконец. Это то, что требовалось тогдашними тенденциями воспитания. Казалось, что этого достаточно. Однако, детки эти значительно отставали в развитии по сравнению с теми, кто рос в семье. Некоторые даже погибали. Педиатры забили тревогу: "Что же это всё значит?" Оказалось, что детки гибли именно от недостатка любви. Так сколько же нужно любви детям? Сколько раз в день надо проявлять свою любовь? Говорить о цифрах тут сложно, однако можно и даже нужно! Так сколько? 1? 3? 5 раз в день?
Итак! Для того, чтобы ребенку просто выжить ему необходимо 5 проявлений любви в день. Для более или менее кофортного существования -- минимум 10. Для процветания -- минимум 15. При этом количество это не уменьшается с возрастом и делать это надо каждый раз по-разному. Когда ребенок совсем маленький, мы любим его просто так. И ведь действительно глупо, если мама ругает годовалого малыша за то, что тот описал штанишки, а не сходил на горшок. Мы заботимся, целуем, гладим малыша, кормим его. С возрастом таких поглаживаний, поцелуйчиков будет всё меньше и меньше. К совершеннолетию мамы часто говорят: но он же уже вырос, зачем его целовать? А ведь пока мы живы, он наш ребенок и останется им и дальше. Так вот, нельзя менять количество, надо менять способы проявления.
А их может быть много! Попробуйте простейший тест. Прямо сейчас возьмите лист бумаги и за минуту напишите сколько сможете способов проявления любви. Сколько получилось? Обычно мамы и папы пишут 4-5 способов. Психологи и "продвинутые родители" -- 10-15. В редких случаях до 20. Но их можно придумать бесконечно долго. Я на клубе написала 18. Правда большинство из них можно было объединить. В итоге, можно сказать, что я смогла назвать 9 способов. После мы все вместе попытались их оформить в общий список. Примерно вот что у нас получилось (не все записывала, т.к. не думала, что буду всё же писать об этом):
- Вербальные способы: сказать "люблю", любые другие нежные слова.
- Невербальные: послать воздушный поцелуй
- Телесный контакт: обнять, поцеловать, сделать массаж и т.д. и т.п.
- Совместное времяпрепровождение: игры, просмотры фильмов и мультиков, походы в кино, театры, посещение музеев, выставок, различные выезды (на природу, например) и т.д.
- Сделать подарок: подойдет всё, от покупки мороженого и выпечки торта, до постройки для него шалаша и покупки нового компа.
- Организовать праздник. В принципе, это относится к совместному времяпрепровождению, но всё же имеет отличие. Скорее всего, ребенок захочет пригласить на этот праздник детей. Организовав его, направив праздник в определенное русло, вы можете спокойно удалиться и заниматься своими делами.
- Сделать комплимент. Очень похоже на вербальный способ, но... Сказав "Ты сегодня великолепен", это не то же самое, что сказать: "Я тебя люблю!" Согласитесь.
- Учитывать мнение ребенка. Я в последнее время стала использовать хитрый прием НЛП, когда мой старшенький не хочет делать уроки: "Ты будешь делать уроки сейчас, или после тренировки?" Это значит, что ему всё равно придется сделать уроки, даже если не хочется, но я учитываю его мнение и могу дать ему отсрочку. Как правило, это срабатывает. А вот если я заставляю его садиться прямо сейчас, уроки делаю за него я и усвоение у него ноль.
- Предложить помощь. Когда у малыша что-то не получается, можно прийти и сказать: "Если хочешь, я могу помочь!" Дальше он может согласиться, а может и нет.
- Позитивное общение, неформальное. Нельзя забывать, что ребенок -- это ребенок! Многие родители боятся дать любви ребенку слишком много. Часто, пусть в шутку, оскорбляют детей, называя спиногрызами, охламонами, бездарями (пусть и любимыми). Так делала и я, пока не поняла, что это не допустимо! Ребенок должен быть самым лучшим, только самым-самым! Только потому что это мой ребенок. А еще, ребенок не может быть серьезным! Помните, Тартилла пела: "Будь веселым, детским, шумным..." Но часто по поводу и без повода мы пытаемся успокоить ребенка, не дав ему выплеснуть свои эмоции и свою энергию.
- Уважение. Про это часто забывают. В том числе забыла про этот пункт и я, хотя всегда говорила, что любви без уважения быть не может. Этот пункт перекрывает все остальные и стоять в самом начале.
Сколько получилось? Я насчитала 12. На курсах наш руководитель на отдельном листочке написала 18. И их может быть и больше, как я писала выше. Еще, уже дома, я подумала, что одно из проявлений любви также -- не побояться сделать больно при необходимости. Если у ребенка заноза и ее надо убрать, если ему надо сделать, не дай бог, операцию. Или просто приходится запретить что-то сделать. Мы сделаем ребенку больно. И морально, и физически, однако такая боль может помочь ребенку в будущем.
Итак, в основе взаимопонимания с ребенком, лежит любовь. Это понятие вообще является фундаментом семейных отношений. А любовь -- значит доброжелательность в общении и одобрение. (Побольше хвалите ребенка, поменьше делайте замечаний). Помните, что любви не бывает много!!! Проявление любви -- это проявление внимания, как вербально, так и не вербально. Завершает родительское воспитание родительская ответственность. Важно помнить, что мы, родители, несем ответственность за поступки своего ребенка. А нести ответственность за него можно только на своем примере. Это означает постоянную работу в постижении науки держать себя в руках в любых обстоятельствах. И последнее, это родительская власть. В сочетании с любовью, власть задает определенные границы, которые помогают ребенку принимать правильные решения, приучают его делать самостоятельный выбор.

повторение пройденного, детки, любовь

Previous post Next post
Up