Описываю второй день нашего путешествия. Всего их должно было
быть три, но для меня путь растянулся еще на один день. Так что, вас ждет, кроме этой записи, еще два опуса графоманки. Выдержите? Ну, погнали…
Второй день для меня начался очень рано. Не скажу, который был час, но солнышко едва-едва показалось из-за сосен. Я потянулась, окунулась в холодную утреннюю воду, привела себя в порядок, развела костер, приготовила завтрак. У нас были макароны с консервированной фасолью и пу-эр для энергетической подпитки. Еще я заварила для себя кофе, т.к. без этого напитка проснуться мне очень сложно.
Разбудила Васю, который очень хотел поспать еще. Но какой сон может быть в такое утро! На озере Крупань! Солнце, легкий ветерок, пение птиц. Даже рыбак, заводивший свой мопед, не омрачил впечатления, тем более что очень скоро он уехал. Зависли там надолго. А по плану у нас были озера: Вырвина, Орлея, Грибно, Званое, Большое и Малое Белое. Это план минимум. Кроме того, планировали посмотреть в тот же день: Большое Островито, Проскурно, Чербомысло, Глубокое.
По карте проработали маршрут, определились с путями. Собрали вещи, погрузили их на «коней» и поехали.
Нас ждали все те же непроходимые барханы по заброшенному полигону, который сейчас используется ездоками для проведения соревнований. Изрытая покрышками и скоростью, нас ждала дорога, пригодная лишь для проезда вездеходами или машинами с высокой посадкой, но не для пеших прогулок, не для велосипедов.
И вот, развилка. Я указала на левый путь, сказав, что мне эта больше нравится.
- Поехали, - только и сказал Вася.
Пять минут спокойной езды сменились бездорожьем. Этот путь вел в никуда, дорога кончилась внезапно: заросла молодыми сосенками, кустами, мхом. Лишь небольшие бугорки напоминали, что некогда тут проезжали машины, проходили люди. Около километра мы шли, толкая перед собой велосипеды. И вот, вышли на знакомый Василю перекресток.
- Мы тут, - указал Вася точку на карте, - я узнаю эти места, мы некогда ехали с Алесем по этой дороге, а теперь нам сюда, - провел попутчик по тонкой змейке на листке бумаги.
- Мы ехали вот тут, и свернули тут, слегка срезав путь. Нам направо, - показал он на те же пески-пески-пески.
- Мне бы больше понравилось проехать тут, - взмолилась я, повернувшись к асфальтированной дороге.
- Но тут мы свернем на озеро Тросно, чтобы выехать к Вырвино, придется сделать крюк в несколько километров.
- Тогда поехали, но сначала немного посидим, отдохнем, хорошо?
- Конечно.
Тут же мимо нас, на ту дорогу, которая нам нужна, свернул внедорожник. В ней сидели двое: водитель и девушка со счастливой улыбкой. На корпусе было что-то написано по-французски, но все было так быстро, что мы успели прочитать только «comité». Переглянулись, стали обсуждать, что это было.
- Это наш проводник, - сказала я. - Как у Кастанеды, читал?
- …
- Там сидела девушка на переднем сидении, солнечно улыбалась.
- А я и не заметил.
- Я думаю, туристка, которой показывают белорусскую глубинку.
В приподнятом настроении мы поднялись на холмик, присели в тенек. Тут же по какой-то из дорог мимо нас прошли трое.
- Не вставай, не выдавай, что мы тут сидим, пока они не видят нас. Вот когда увидят, надо будет обозначить, что мы здесь и подняться.
Мы подождали, пока люди молча пройдут мимо нас по нужной нам дороге (снова проводники?), поднялись и пошли. Километр-два и вот повернули направо. Там уже можно поехать. Какое же это наслаждение, сидеть в седле, чувствовать, как ветер шумит в ушах, крутить педали. Мы чуть было не пропустили нужный поворот. Вернулись назад: так вот же оно, Вырвино.
С 2014 года, когда я там была, когда собственноручно грузила мусор на стоянке, выкапывала пластик из ям, сжигала все, что можно, копала «шит-питы» (это туалеты такие), ничего не изменилось. Обыватели все так же мусорят, все тот же пластик, стекло, необожженные консервные банки. Обидно и горько! Фотографии я там не делала, не вижу необходимости. Даже чаю там не попили, хотя хотелось чего-то горячего. Сели по велам, поехали назад.
Едва отъехав, я поняла, что раскрутился крепеж на велосипеде. Васе понадобились инструменты, так что он вернулся на стоянку к рыбакам. В том числе, чтобы рассказать им историю одного лесника, который подходит к туристам со словами:
- Я соберу мусор, оставленный вашими предшественниками, в пакеты, а вы вывезите его, пожалуйста. Вам ведь не сложно? Я ж знаю, что вы чистоплотные, в отличие от тех, кто был тут прежде. Вы точно уберете за собой…
И вот, мы поехали дальше. Наш путь лежал через деревню Труды. Со стоянки на Вырвино направо, до развилки и еще раз направо, потом взять левее и все время прямо. Дорога отличная. Практически всю дорогу проехали, а с велосипедов слезли лишь на развилке, где, как раз проезжала машина, у водителя которой мы уточнили дорогу.
- Да, мы с Трудоу, - прокричал водитель и резко дал по газам. А в Трудах, как мы думали, нас ждет магазин, отдых. Но не тут-то было. До магаза мы доехали, но, как оказалось, закрылся он час назад. И тогда я восхитилась нашей дальновидностью, благодаря которой сделали несколько больший запас провизии.
- Смотри, почта. И велосипед рядом с ним, может, почта открыта?
- А зачем тебе? Послать письмо самому себе?
- Нет, воды попросить.
- А велосипед почтальона, но сейчас он(а) не на работе, - сказала я. - Воровать тут почтовый велик ни кто не будет. Это ж деревня, все всех знают. Прикинь, что будет с тем человеком, который украдет велосипед у почтальона, который разносит пенсии? Мне даже страшно представить.
- Вообще, я, на месте наших властей, вместо покупки самолетов-вертолетов, облегчил бы жизнь нашим почтальонам. А знаешь как? Все почтальоны умеют крутить педали. Так вот. Каждому из них я бы выдавал трехколесный велосипед, и развозить почту по нескольким деревням им было бы гораздо проще, - но, если задуматься, проще ли? По такому бездорожью и на двухколесном доехать тяжело, не то, что на трех. На месте властей я б задумалась о дорогах между деревнями.
- А ведь я на таком веле училась кататься!
- На велосипеде почтальона?
- Ха-ха! Именно на почтовом. Я тогда еще мелкая была, до педалей не доставала...
Но надо было ехать. Я послала Васю пополнить запасы воды, а сама осталась доотдыхать на лужайке. Василь долго блуждал по домам, набрал где-то воды, мы поехали.
Проехали недолго. На краю деревни увидели чудо: улыбающуюся гусеницу, сваренную из старых баллонов. Остановились пофоткать. А заодно капличку справа от дороги. Там же на дороге стоял мужик, у которого уточнили дорогу, а заодно спросили:
- А кто сварил эту скульптуру?
- Да делать кому-то было нечего, вот и сварили.
Эмоционально вспоминая этот момент, могу сказать, что путь через Труды был переломным для меня. Я бы с удовольствием свернула по дороге на север, ведь Алёща, конечный наш пункт, был не более чем в 10 км, ну, может в 15-ти. Но что делать там целые сутки? Так что, вперед… на восток в сторону Орлеи, с возможным заездом на озеро Грибно, Званое и далее на Большое и Малое Белое.
Вокруг дороги на Орлею прекрасные виды: заросли папоротника под ногами у берез, сосен, дубов, елей. Болота, ручьи. Когда едешь в машине, невозможно осмотреть все настолько подробно, насладиться видами. Подъехали к озеру Орлея. Стоянка встретила нас попсовым битом: «тнц-тнц-тнц». Крики, пляски. Даже заезжать не хотелось. Проехали мимо: наблюдать за наматрасниками совсем не хотелось. Остановились отдохнуть на перекрестке, где стоит столб с расписанием автобусов. Остановка называлась «Поворот на Орлею». Вот она какая жопа мира! Но пора углубляться в ее анналы: дорога влево уходила на д.Орлея, вправо - на д.Владимировка с озером Оболинец. Лежали прямо на траве, проезжающие мимо люди в машинах как-то странно косились на нас. Прошли мимо двое мужиков, спросили, не нужна ли нам помощь. Мы отказались, сказали, что все хорошо, просто отдыхаем. Остановился мужичок на мотоцикле:
- Вы не заблудились?
- Нет, спасибо, просто отдыхаем. Но на Грибно, Белые озера это туда?
- Да, туда.
- А как вода в Грибно?
- Заболоченное там озеро, не стоит туда ехать. А вот Большое Белое посетите.
- Спасибо. А где вода лучше в Большом Белом или в Малом Белом.
- В Малом все же лучше, чище.
- А озеро Званое?
- На нем да
чи стоят. Там дачники! - ну вот, а мы так надеялись, что деревня заброшена.
- Спасибо, до свиданья.
- Пожалуйста, - сказал мужчинка, заведя мотор.
Приятные местные попадаются. Они смотрят на нас с любопытством, но без настороженности. Думаю, велосипеды, рюкзаки, наш городской внешний вид заинтересовывают их, не вызывая агрессии. Возможно, им даже смешно видеть людей, приехавших из самого Минска в этот озерный край. За те дни я ни разу не встретила отторжения, закрытости. Люди с удовольствием общаются со мной, тянутся ко мне, искренне излучают позитив. Никаких масок, натянутых улыбок. Если ты нравишься, то ради помощи тебе, расшибутся в лепешку, если нет, без зазрения совести сделают тебе плохо. Но второго развития событий я не встречала. Наверное, я все же хороший человек.
Ну, что ж… Из нашего маршрута выпали Грибно и Званое. Грибно в километре в сторону от маршрута, Званое расположено вдоль дороги.
Я поняла, что вырубки - великое зло. Вырубка деревьев иссушает почву, делает дороги трудными для движения по ним. И снова мы больше шли, чем ехали. Но тут Озеро. С большой буквы… именно…
Большое Белое показалось слева, заполнило сердце радостью: добрались. Это прекрасное, сказочное место. Мы оказались над обрывом. Хотелось броситься туда, несмотря на усталость. Остановил меня Вася:
- Не спускайся, ведь потом надо будет карабкаться назад.
- Меня это не пугает, ведь я на Шипоте была, там обрывы покруче, - но все же не полезла.
Чуть подольше мы спустились к воде. Оттуда я пофоткала озеро, буквально заставила Васю пофотографировать меня в воде. Вода в озере чистая, дно песчаное. Чуть дальше по дороге увидели поворот на стоянку, но проехали мимо. Спустились с горы - еще один поворот. Решили заехать посмотреть. Когда заметили, что там люди, долго колебались: ехать или нет. Все же решились.
Там нам на встречу вышла моложаво выглядящая женщина, которая представилась Ритой. Она почему-то извинялась, что они заняли стоянку, на что мы уверили, что с становиться не будем, а лишь посмотрим озеро, воду, вообще, что тут есть.
- Тут рядом есть еще одна стоянка. Вы можете отдохнуть там.
Вечерело.
- Вась, а действительно, давай там остановимся. Я очень устала.
Вася согласился, Рита проводила нас наверх, на стоянку. Мы поставились, расположились, приготовили ужин, искупнулись. Снова достали музыкальные инструменты. На их звуки пришла наша соседка. Мы мило беседовали, пока последние лучи солнца не скрылись за соснами на соседнем берегу. На этом закончился наш второй день.
Фотографии Большого Белого:
День первый... День третий...