Я не очень хорошо разбираюсь в живописи, да и по большому счету не очень ею интересуюсь. Не более, чем раз в год сходить в музей или полистать соответствующие книжечки с иллюстрациями. Но тут мне в руки попалась книга про товарища Рембрандта. Понятное дело, что хотя бы по имени известен он всем, да и «пара тройка» его известнейших работ не может пройти незамеченными даже для тех, кто «рубенса не читал».
Но заинтересовало меня не это.
Оставив в покое не очень ясное для меня «игру света и тени», «гений своего времени» и т.д. я почитала не про него, а про женщин, которые его сопровождали по жизни. И пришла в ужас. Нет, старая истина, что гении они не от мира сего, и жить с ними и даже просто рядом очень часто чревато последствиями. Но Рембрандт отличился тем, что все более менее значимые женщины в его жизни, скажем так, сильно неудачно «попали»….
Итак, кому интересно
.
Сразу повторюсь, тут не будет про его картины, да и про его жизнь особо не будет, только в контексте того, как он обращался со своими «музами»….
1. Жена.
Саския ванн Эмбельбург. Четвертая и младшая дочь из влиятельной и очень обеспеченной семьи. В 21 год приехала навестить свою тетю в Амстердам, где на свою голову и познакомилась с молодым восходящим художником, который покорил ее «изяществом и уважительным поведением». Ну а она его, кроме молодости, красоты и обаяния - прекрасными перспективами, которые открывались перед сыном мельника с помощью покровительства богатой и известной семьи невесты.
Деньги и статус вот то, что искал дорогой Рембрандт, и получил это вместе с беззаветной любовью и преданностью девушки.
В 1634 году они женятся и начинают «растрачивать наследство Саскии». Родственники девушки бьют тревогу, но Рембрандт «посылает их всех лесом» на тему того, что мол мы живем по средствам, а средства у нас есть…. Периодически влезая в долги, отбрехиваясь от кредиторов и недовольных родственников, пара параллельно пытается родить детей. Но как то «не задается». Две дочери не доживают и до года, и, наконец, уже не очень здоровая Саския рожает мальчика, а сама через полгода умирает от туберкулеза.
2. Кормилица
Рембрант в печали, но, очень быстро, находит «поддержку» в лице кормилицы своего сына - Гертье Диркс. Причем отношения довольно бурные, дама она эксцентричная, любящая красивую жизнь. Поэтому безутешный вдовец «осыпает ее драгоценностями» своей безвременно усопшей жены. Ну и правильно. Что добру то пропадать собственно…
Примерно тогда же в доме появляется служанка - Хендрикье Стоффелье, которая отличается «добротой, покладистостью и пониманием», что, видимо, на фоне взбалмошной и резкой Гертье сильно поднимает ее в глазах художника. Как ни странно (кто бы мог подумать) у женщин начинаются разногласия, причем не только на почве ревности к безутешному вдовцу, но и по поводу воспитания его сына.
И так донельзя раздраженный отсутствием достаточного количества денег Рембрандт выгоняет нафиг Гертье, заставляя подписать завещание в пользу своего сына, и с барского плеча разрешив ей пользоваться драгоценностями своей жены «до конца жизни». Как помрет - все переходит обратно сыну. Согласно документу, Рембрандт обязуется выплачивать Гертье пожизненную небольшую ренту «за прожитые годы». Но Диркс денег катастрофически не хватает. И она подает в суд по семейным делам на художника, обвинив его в нарушении обещания жениться. Рембрандт взбешен, мол, как посмела мерзкая дрянь, приводит в суд Хендрекье, которая подтверждает все, что возможно угадайте в чью пользу. В итоге ренту кормилице оставляют, обещание жениться снимают. Но… Рембранд не успокаивается.
Правдами и неправдам ему удается поместить бывшую любовницу в ПСИХУШКУ на пять лет. (видимо чтоб не мешала наслаждаться новой любовью со служанкой). Через пять лет он изо всех сил будет пытаться продлить ее прекрасное существование в этом заведении еще минимум на столько же, но у него ничего не выйдет. Правда, Гертье это уже не поможет, здоровье подорвано, и она очень скоро после освобождения умрет от болезни и истощения.
3. Служанка.
«Счастливая» соперница Хендрикье продолжает жить с художником «во грехе» и даже пытается родить ему ребенка. Жениться официально он на ней и не собирается, так боится потерять право пожизненного использования наследства жены. Поэтому Хендрикье постоянно подвергается обвинениям в проституции, особенно увеличившимся после рождения их дочери. Все это перемежается постоянными «взлетам и падениями» художника, в доме то «густо то пусто». Постоянные судебные разбирательства, кредиторы, ну и, конечно же, душевные метания великого художника. Так, на одном из процессов, куда была вызвана Хендрикье, ее официально назвали «экономкой Рембрандта». Бесконечное нервное истощение приводит к тому, что она заболевает. Успевает написать завещание в пользу дочери, Рембрандта и его сына и становится жертвой эпидемии чумы…
Если зайти еще подальше, то после смерти художника, (сын его погибнет еще молодым), единственной наследницей останется внучка (дочь сына), а младшая дочь - от Хендрикье - будет признана незаконнорожденной, останется вообще без средств к существованию и умрет в полной нищете.
Короче, все конечно умерли, ну а как иначе если это сто тыщ лет назад произошло. Но произвело на меня это все впечатление, именно потому, что весь этот вертеп описывается исходя из «тонко чувствующего, понимающего, прекрасного человека, великого гения всех времен и народа». Чтоб он так баб своих понимал, как картины рисовалL