Все таки в который, наверное, многомиллионный раз, убеждаюсь, насколько же все в жизни относительно. Когда моему ребенку было совсем мало лет. Даже еще не лет, а месяцев. Такой противный возраст, когда соображать, говорить и ходить дети еще не умеют, но быстро ползать и залезать в ненужные места - уже запросто. Вот примерно в то время, "случилось ужасное"
Ползал он ползал по дому и непонятно где, непонятно как, из каких то позабытых закромов поддиванья вытащил кусок стекляшки с острыми краями. И, естественно, в следующую же секунду распорол себе ладонь. Но так как видимо болевые ощущения дошли не сразу, он продолжил играться как ни в чем не бывало, вплоть до того момента как почувствовал, что что то не так. Прошло буквально полминуты, но за это время я успела повернуться, чтобы проверить "как там деть" и увидеть чудесную картину. Посередине ковра лежали мягкие детские большие кубики разрисованные яркими солнечными красками. Примерно такие:
И прямо по центру этих кубиков алели кровавые следы детских ладошек. Примерно, так.
Для меня остановилась картинка мира. Ничего ужаснее ни до ни после я больше не видела. И, хотя я встречалась с довольно многими всяческими неприятными и даже опасными вещами, по ощущениям в тот момент меня охватил настоящий ужас. Я не знала куда бежать, за что хвататься, как остановить хлещущую из по сути тонкой царапины кровь, как успокоить сына и как перестать посыпать себе голову пеплом за то, что он вообще нашел эту дурацкую стекляшку. Названивала каким то бабушкам и знакомым и перерывала шкафы в поисках зеленки. В общем вела себя как истеричная и мало адекватная дама.... А те следы кровавых детских ладошек на мягких кубиках до сих пор иногда снятся мне по ночам.
Это было почти 10 лет назад Теперь, когда мой почти 10летний сын выходит ко мне из кустов зажимая голову руками. Все лицо, волосы, руки у него в крови, и сквозь прижатые ко лбу ладони активно льются алые струйки заливая одежду и землю... И, хотя глубокая царапина на ладони и пробитая голова это вроде бы разные вещи, но я уже не реагирую так, как тогда давно. У меня не останавливается картинка мира. И первая моя мысль - "идет сам. значит все не настолько плохо, насколько выглядит." А дальше включаются четкие и короткие планы самой себе по - выяснению масштабов повреждений, успокоению окружающих, утешению и развеселению пострадавшего. Прикидываются варианты имеющихся с собой полезных вещей типа влажных салфеток и пластыря, местоположение ближайших аптек, и, на всякий случай, ближайших же травмпунктов. Я уже никого не пытаюсь вызвонить и выспросить что делать, я просто действую по обстоятельствам не впадая в истерики, держа ситуацию под контролем и не отвлекаясь на бессмысленные эмоциональные составляющие.Не только мы учим наших детей. Мы учимся у них. Ежедневно и незаметно. Не замечая как, меняемся, взрослеем и мудреем. Становимся жестче и спокойнее. Учимся справляться с неожиданными ситуациями, учимся не паниковать и действовать, учимся поддерживать себя и их, учимся не обвинять кого бы то ни было, особенно если это не имеет смысла. . И, надеемся, что нашим внукам не придется учить этому наших детей.