Ну так Пелевин постмодернист, ему воспринимать мир как текст сам бог велел :) У него и в других произведениях порой творится такое, что в принципе возможно только в тексте, это даже графикой не изобразить.
Дух семантической магии, на мой взгляд, неплохо выражен и в бессмертном "Между двух стульев" Клюева.
А вот в фэнтези она встречается редко, хотя, казалось бы, ей там должно быть настоящее раздолье.
Не-а. Семантическая магия предполагает приоритет конвенциональности над физикой. Мир, заданный социальными отношениями, а не природой.
Фэнтези, как оно сформировалось в европейской традиции - это в первую очередь рывок к природе из города, рывок к свободному пространству, где можно трогать и брать вещи, физически драться с другими живыми существами и смотреть-слышать-нюхать то, что ещё никак не называется или называется загадочно и непонятно (что этимологически непрозрачно или носит метку "чужое"). Фэнтези (классическая, с поджанрами всё сложно) бежит от универсальной семантики и повествует о наличии у людей рук, ног и разных (!) систем кодировки.
Семантическая магия не предполагает природного или чужого, она относится к полностью познанному и описанному единым общественным кодом миру. Тысяча китайцев в одинаковой одежде медитирует на один иероглиф.
Отсюда и специфическая картина распространённости.
Стремление к бегству "на природу", конечно, играет роль в распространенности фэнтези, но оно не основное. Не от города человек бежит в условное Средиземье, и не от других людей.
На мой взгляд, очень хорошо это описал Константин Крылов в давнем эссе "Волшебство и политика". Если совсем коротко, то человек бежит от власти безликих обстоятельств в мир, где власть и сила тождественны.
Но в определенном смысле вы правы. Желание найти что-то подлинное, настоящее, и держаться за него тут действительно важно. Может быть, оно даже ключевое. Семантическая же магия подразумевает, что мир не настоящий, это всего лишь чьи-то слова или сновидения.
Reply
Дух семантической магии, на мой взгляд, неплохо выражен и в бессмертном "Между двух стульев" Клюева.
А вот в фэнтези она встречается редко, хотя, казалось бы, ей там должно быть настоящее раздолье.
Reply
Семантическая магия предполагает приоритет конвенциональности над физикой. Мир, заданный социальными отношениями, а не природой.
Фэнтези, как оно сформировалось в европейской традиции - это в первую очередь рывок к природе из города, рывок к свободному пространству, где можно трогать и брать вещи, физически драться с другими живыми существами и смотреть-слышать-нюхать то, что ещё никак не называется или называется загадочно и непонятно (что этимологически непрозрачно или носит метку "чужое"). Фэнтези (классическая, с поджанрами всё сложно) бежит от универсальной семантики и повествует о наличии у людей рук, ног и разных (!) систем кодировки.
Семантическая магия не предполагает природного или чужого, она относится к полностью познанному и описанному единым общественным кодом миру. Тысяча китайцев в одинаковой одежде медитирует на один иероглиф.
Отсюда и специфическая картина распространённости.
Reply
На мой взгляд, очень хорошо это описал Константин Крылов в давнем эссе "Волшебство и политика". Если совсем коротко, то человек бежит от власти безликих обстоятельств в мир, где власть и сила тождественны.
Но в определенном смысле вы правы. Желание найти что-то подлинное, настоящее, и держаться за него тут действительно важно. Может быть, оно даже ключевое. Семантическая же магия подразумевает, что мир не настоящий, это всего лишь чьи-то слова или сновидения.
Reply
Прекрасно сказано. Всё-таки краткость - сестра...
Reply
Reply
Reply
Leave a comment