Интересные секты

May 16, 2018 10:51

Когда достаточно долго изучаешь секты, психокульты и тому подобные злокачественные образования, постепенно становится скучно. При всей внешней пестроте, в сущности своей они однообразны ( Read more... )

религиозные штудии

Leave a comment

deodan May 21 2018, 16:23:35 UTC
я вам тут прям из одной там сети скопипащу от человека, который интересовался:
"Про живой и мертвый иврит.
(1) Это просто история про государственный язык. В 1924 г. иврит впервые стал государственным (в мандатной Палестине), т.е. "возрождение иврита" это эвфемизм "возрождения национального государства";

(2) Это история про строительство новой национальной идеи - израильская культура целиком строится на разрыве с европейским наследием: от имен до профессий, на деньгах нет изображений ни одного европейского деятеля... Соответственно, в Израиле была выбрана новая произносительная норма (ложно называемая "сефардской"). В Европе же было в ходу несколько произносительных норм, в первую очередь субварианты ашкеназской.

(3) Это история про строительство государственной мифологии - задним числом Элиэзер бен Йегуда (который при жизни никого не интересовал) был объявлен воскресителем иврита и с 1950х эта мифологема засовывалась во все учебники для новых иммигрантов. Для введения можно почитать, наверное, короткие статьи вот этой тёлки:
http://anthropologie.kunstkamera.ru/files/pdf/029/yampolskaya.pdf

(2) Конечно, самое, заметное. Я впервые почуял лажу, когда обнаружил, что в Российской империи выходило 5-15 ежедневных газет на иврите во 2ой половине XIX века. Эге, сказал я себе. Но израильские исследователи до последнего времени игнорировали как эти газеты, так и вообще европейскую ивритскую традицию - такова была установка на отторжение от галута и создание новой нации.

(4) Среди прочего, это история о несинхронности распространения сведений. Когда я занялся этим сюжетом, всё узналось довольно быстро. Гебраисты практически все знают, как в реальности обстоят дела. Проблема была в лингвистах-неспециалистах, которые сжились с клише исключительности иврита и были при том некомпетентны, т.е. не имели привычки читать новую литературу по предмету. Зато распространяли мифологему "возрождения", будучи в глазах профанов авторитетами. Я на лекциях просто записывал за Вахтиным всякую поебень про то, что в иврите не было слова для половника и швабры. (5) Включившись в эту войну, нам (я вложил в эту деконструкцию много усилий) удалось победить очень быстро. Благо почва была готова. Попытки ревизии мифов, проводившиеся в 1970ые, просто оставались незамеченными. (6) Теперь war is over, мы победили, просто это не так заметно, потому что есть обывательское мнение, поддерживаемое старыми пособиями по ивриту для эмигрантов, common knowledge. Его тоже можно развеять, но я не уверен, что нужно.

Reply

anairos May 21 2018, 16:46:01 UTC
Спасибо, очень познавательно. По статье по ссылке, конечно, не все понятно, и нельзя так уж уверенно заявить, будто иврит действительно был разговорным до основания Израиля. Но явно его использовали не только в богослужении, и не только в книгах.

Ну а то, что Израиль создавал не только свое будущее, но и прошлое, меня не удивляет. Национальные мифы малых народов (да и великих тоже) -- дело хорошо известное.

Reply


Leave a comment

Up