Mundus на латыни значит «мир». Это каждому ёжику понятно.
Кто следит за спортом, тот знает о разнообразных мондиалях и мундиалях в романоязычных странах - сиречь чемпионатах мира по футболу, теннису и так далее. Кто читает умную литературу, тот может вспомнить axis mundi (ось мира), anima mundi (мировую душу) и много чего ещё.
Я вот тоже такой ёжик, которому всё это было понятно. А тут железный мозг китайского происхождения DeepSeek в разговоре на совершенно другую тему походя заметил, что мундус - это яма в центре Рима, предназначенная для жертвоприношений подземным богам.
Железный мозг соврёт - недорого возьмёт. Так что я, естественно, Дипсику не поверил и пошёл проверять. И оказалось, что он, чорт возьми, прав.
По легенде, Ромул-основатель действительно вырыл посреди Рима глубокую яму, служившую входом в подземный мир. Находилась она на комиции - площади собраний. Когда Рим вырос, площадь тоже расширили, и прежний комиций стал северной частью Форума. Но яма осталась.
![](https://ic.pics.livejournal.com/anairos/29805748/71704/71704_600.jpg)
Хотя её, конечно, изрядно облагородили
Она-то и называлась мундусом - точнее, мундусом Цереры, поскольку у римлян не дочь богини плодородия, а сама богиня проводила изрядную часть года в мире мёртвых.
Название этого места кое-кто из римлян производил от того, что подземный мир - отражение светлого мундуса, что у нас над головами.
Портал в нижний мир, конечно, не годится оставлять открытым - мало ли что оттуда без присмотра вылезет. Поэтому большую часть времени мундус был придавлен специальным камнем, именовавшимся lapis manalis, то есть камень предков.
Однако трижды в году - в августе, октябре и ноябре, то есть во время сбора урожая - римляне праздновали местный Хеллоуин, когда двери между мирами открываются и мёртвые ходят среди живых. Во время этих праздников мундус торжественно открывали, а в яму бросали подношения - начатки урожая этого года.
Это прямо так и называлось - mundus patet (мир открылся).
Такие же мундусы были и в других городах Римской республики. Плутарх утверждает, что это - один из многих обычаев, которые римляне сквиритили у этрусков.
Мундус считался у римлян центром мира, точкой отсчёта и сердцем города.
То есть ту роль, которую у греков играл домашний очаг, у римлян исполняла тёмная зловонная дыра, ведущая в преисподнюю.
Однозначно прав был Андрей Шмалько (aka Андрей Валентинов) в своём «Спартаке». Римская религия в самом деле была намного более странной, мрачной и зловещей, чем мы её сейчас представляем.
А кому - и как - поклонялись этруски, у которых римляне всё это заимствовали, я вообще представлять боюсь. Ктулху фхтагн.