Минутка религии

Dec 21, 2024 12:28

Поспорили мы тут с Морваэном по поводу религии, и в споре этом он выдал базу прямо по Фрэзеру:

«Если вот меня спросить: религия - это что? Я отвечу: религия - это идеология, система ценностей и образ поведения, которые неотъемлемо коннотированы, раз, верой в наличие у мира незримой, нематериальной стороны; два, возможностью осмысленного контакта с населением или стихиями этой духовной стороны; и три - ценностью и важностью подобного контакта».

По такому определению японский синтоист, регулярно посещающий святилища местных ками - человек религиозный. А индусский аскет, десятки лет медитирующий, чтобы пережить опыт тождественности своего «Я» безличному Абсолюту - нет.

Однако если вы спросите у них самих, они дадут ответ прямо противоположный. Адвайта - несомненно, религия, притом высочайшая из всех, она приносит плоды, каких не может дать никакое поклонение богам. Синтоисты же за редким исключением своё занятие религиозным не считают - они не следуют никакому пути или учению, просто чтут свою землю и её духов.

Учёному привычно употреблять слова в значениях, отличных от повседневного. Но такое радикальное несовпадение должно бы заставить задуматься: может быть, мы всё-таки сконцентрировались на свойствах, для религии второстепенных, и упускаем из виду что-то по-настоящему для неё важное?

И это на самом деле так и есть. Определение Морваэна в чистом виде - это не религия. Это магия. Изначальное, непосредственное переживание мира, наполненного чудесами и волшебством, незримыми силами и смысловыми связями.

Религия начинается с вопросов «зачем» и «почему»? Зачем мы стараемся связать свою жизнь с невидимой стороной мира? Почему мы делаем это именно таким способом?

У магии на эти вопросы самые простые и прагматичные ответы. Зачем? Ну как - чтобы олени не болели, чтобы рыба ловилась, чтобы мёртвые спокойно лежали в земле, а не беспокоили живых всякими неприятностями. Почему? Потому что оно так работает, вот почему.

Но религия, даже самая архаичная, отвечает уже иначе - мы всё это делаем, потому что так правильно. Таков порядок.

Дао. Маат. Ме. Космический Уклад, в котором у человека, как и у всего остального, есть своё место, и смысл жизни - как можно безупречнее этому месту соответствовать.

Магия рассказывает человеку, как ему жить в окружении волшебства и духов. Религия говорит человеку, что значит быть человеком - и что делать, чтобы им стать и оставаться.

Вот это вот чувство зазора, несоответствия между тобой, какой ты есть, и тобой, каким тебе правильно быть - и есть настоящее религиозное чувство, мотивация любого религиозного пути. Где его нет, там нет и религии.

И как только мы принимаем такое определение, у нас немедленно открываются глаза. Религия - в этом своём определении - вполне может существовать и в мире без магии.

Вернее, как сказать - магия как метод остаётся. Любая религия всё равно воздействует на человека через сильные, эмоционально насыщенные образы и жесты. Даже проповедники атеизма вроде Докинза пользуются методами проповедников, миссионеров и сектантских гуру, потому что люди остаются людьми.

А вот магия как вера в волшебный мир уже совершенно не обязательна. Абсолют, проявляющий себя во всех видимых феноменах, или трансцендентный Бог-Вседержитель, служащий для верующего скорее моральным ориентиром, чем другом и собеседником - это разные облики Закона, а не невидимая сторона мира.

В пределе религия может стать полностью светской, как бы парадоксально это ни звучало. Идеал человека, требующий постоянных усилий, самодисциплины и самоотречения - и при этом совершенно материалистическая картина мира. Как у Стругацких.

Короче говоря, религия - это не про веру в богов и не про исполнение заповедей. Она про то, зачем всё это нужно.

история магии, религиозные штудии

Previous post Next post
Up