Король и джентльмен

Oct 24, 2024 10:10

Что может быть лучше хорошей литературной теории? Только хорошая литературная теория по твоей любимой книге.

Так что в этот раз я хочу поделиться с вами парой интересных соображений по роману Сюзанны Кларк «Джонатан Стрендж и мистер Норрелл».

Как мы помним, в финале книги в Англию, стараниями прежде всего Джонатана Стренджа, возвращается волшебство - а ещё туда возвращается, пусть и на время, Король-Ворон. Более того, мы понимаем, что эти события связаны: все действия двоих заглавных волшебников (и многих других вовлечённых персон) были реализацией пророчества Короля.

Но почему Король вообще ушёл?

Если спросить мистера Норрелла - просто потому, что ему стало наплевать и на страну, и на людей, и он занялся своими полубожественными делами по ту сторону дождя.

Косвенно это подтверждается и тем, что Король вернулся буквально на пару минут - показался своим подданным и снова исчез. Притом показался так, что у Стренджа и Норрелла осталось впечатление: «мы и наши проблемы для него меньше вороньего глаза».

Однако...

Вся история крутится вокруг пророчества Короля-Ворона. Оно начинается с прошлого: Король вспоминает, как воцарился над Англией. Затем переходит к настоящему: он говорит о своих врагах и их союзниках в Аду - и описывает их действия подозрительно похожими на ритуал. И наконец, пророчествует о будущем: однажды Король снова воцарится там, где некогда правил. Если вдуматься, это очень показательный текст.

В нём ещё есть слова «Англия была дана мне, чтобы стать навеки моею». Это как-то не похоже на слова правителя, потерявшего интерес к своим владениям и подданным.

Всё это пока не теория - оно было сказано в тексте прямыми словами.

Теория начинается сейчас.

Король-Ворон вовсе никуда не уходил. Он был убит - во всяком случае, изгнан из мира так, что перестал существовать в какой-либо определённой форме.

Сделал это могущественный враг, который много веков не мог простить Джону Аскглассу, что тот отнял у него власть над Англией и английским волшебством. Для этого ему пришлось не только приложить все немалые собственные силы, но и привлечь помощь «друзей» из преисподней.

В качестве побочного эффекта порвались установленные Королём связи между Англией и миром фей, так что ни люди уже не могли по старым дорогам забредать в волшебные земли, ни фэйри по своей воле бродить по полям и лесам.

Впрочем, Король не сдался без боя. Вероятно, он ничего не мог сделать, чтобы предотвратить свою гибель - слишком уж сильны были чары. Но он оставил после себя заклинание-пророчество, которое - когда все обстоятельства сложатся необходимым образом - позволило бы ему поквитаться с врагом.

Заклинанию пришлось ждать своего часа долго, потому что его компонентами были живые люди. Каждый из них должен был оказаться на нужном месте и сделать то, что от него требуется. Все вместе они на короткое время как бы воссоздали Короля заново - в Англии появилось его подобие, достаточно похожее, чтобы по закону симпатической связи Джон Аскгласс смог проявиться в мире живых.

Этим подобием стал, конечно же, Стивен Блэк. Безымянный раб, которому покорилась вся английская магия, сокрушил своего врага, надел серебряную корону и воцарился в чужой земле.

Конечно, чтобы эта версия имела право на жизнь, придётся назвать подозреваемого среди персонажей, действующих в романе или хотя бы упомянутых в нём. Сильного, злобного, имеющего и возможности, и мотивы враждовать с Королём. Желательно ещё, чтобы мы точно знали - он действительно способен наложить на своего врага проклятие, изгоняющее его из мира людей.

И такой персонаж, конечно же, есть. Это джентльмен с волосами, как пух.

Он проявляет прямо-таки нездоровый интерес к Англии - на любые призывы английских волшебников приходит только он. Он стремится посадить на английский престол своего протеже Стивена Блэка. Он рассуждает, как в старые добрые времена он обладал властью и влиянием в Лондоне, так что смертные искали его совета и помощи.

Способен ли он изгнать могущественного волшебника из мира людей непонятно куда? Да, способен - именно это он буквально на наших глазах проделывает со Стренджем.

Действует ли это проклятие мгновенно? Нет - перед тем, как окончательно исчезнуть, Стрендж успевает пробудить английское волшебство, освободить свою жену и леди Поул, помириться с Норреллом - и исполнить, наконец, пророчество.

Притом, когда Стрендж, уже заточённый в Башне Ночи, творит чары, взывая к английской магии, джентльмен паникует - и выражает свой страх в высшей степени показательными словами:

«Он посылает их в Англию. Он передаёт указания Земле и Небу, Рекам и Холмам. Он собирает всех прежних союзников Короля. Скоро они вновь начнут повиноваться английским волшебникам, а не мне!».

Это прямое признание: английская магия не повинуется в полной мере английским волшебникам, потому что повинуется джентльмену. «Прежние союзники Короля» служат теперь ему - но Стрендж пытается изменить положение.

И, как последний штрих - именно его сокрушил безымянный раб в кульминации романа. А значит, именно на него был направлен гнев Короля.

Ну а сам Король-Ворон, во плоти или не совсем, явился перед своими подданными только после того, как заклинание было исполнено. Фактически, он пробыл в мире живых ровно столько времени, сколько Стивен Блэк оставался его символическим подобием. Как только пророчество было исполнено, магия Короля распалась, и он снова исчез.

Так что причинно-следственная связь тут обратная: не Король принёс с собой магию, а возвращение магии стало обязательным условием, чтобы Король смог вернуться.

массовая культура, литература, литературная магия

Previous post Next post
Up