Tricksters Assemble!

Oct 10, 2024 10:17

Сегодня мы поговорим о трикстерах - и о том, почему их на самом деле много, а Юнг, учивший, будто это один-единственный архетип, просто не разобрался в теме как следует.

Но начать придётся издалека - с культурного героя.

Всем он хорош. Силён, умён, хитёр, безоглядно смел. Наделён не только физической, но и магической силой (вернее, для него это одно и то же). Побеждает чудовищ, поднимает острова со дна моря, приносит людям всякие полезные ништяки, которые стырил у богов, или у демонов, или изобрёл самостоятельно. В общем - не щадя живота своего, превращает хаос в космос.

Одно в нём плохо - в сущности своей он такая же сила хаоса, как и те чудовища, которых побеждает. Он делает что хочет, когда хочет и как хочет. Людям от него тоже частенько достаётся - а они, в отличие от богов и демонов, даже противопоставить ему ничего не могут. Он награждает и наказывает, руководствуясь своими эмоциями, мимолётными симпатиями и желаниями левой пятки.

И потому герою не остаётся места в том мире, который он же сам и построил. Суждено ему со временем превратиться в то, что учёные называют страшным словом «лиминальная фигура». Тем, кто живёт нигде и никогда, не принадлежит никакому пространству и времени, не называется никаким именем. Встретиться с ним легко, если ты не ждёшь и не хочешь этой встречи, и очень трудно, если она тебе нужна. А уж уйти целым - и подавно задача.

Он может затеять войну от скуки, он с совестью пребывает в разлуке, всё в мире воротит наоборот
Всю жизнь - и это трезвый, а он вообще-то пьёт...
От него не жди тепла и заботы,
Он полный койот, и, как и все койоты - опасное саркастическое существо.
На что способен, он сам не знает,
Но если дойдёшь до самого края, до рубежа, где ничто никто ничего -
Встань и зови его.

(Стихи Елены Михайлик)

Трикстер ли это? Нет. Ещё нет - хотя именно его-то чаще других называют этим именем, и даже в том стихотворении, что я процитировал, оно звучит буквально парой строчек выше.

У героя есть и второй путь. Если он не хочет уходить в никуда - ему придётся разделиться. С одной стороны останется настоящий, правильный, положительный герой, заступник, защитник и благодетель. А с другой...

Вот ровно в этот момент и рождается на свет трикстер: персонаж, который в чём-то похож на героя, но в то же время им не является. Его основное качество - иллюзия. Он не тот, кем кажется, он обманывает ожидания и делает не то, чего от него ждут.

А поскольку обманывать ожидания можно по-разному - и трикстеров тоже несколько.

Одного из них уместно назвать зеркалом.

Иногда по собственной воле, иногда по велению судьбы, но он всегда оказывается там, где необходимо восстановить справедливость. Там, где он прошёл, обманщики будут обмануты, скупые - обжулены, умники останутся в дураках, жестокие получат наказание, а надменные сядут в лужу.

Зеркало не всегда даже прикладывает для этого усилия. Но куда больше в этой обойме активных, деятельных персонажей.

Ходжа Насреддин, каким он описан у Соловьёва. Тиль Уленшпигель, чьё имя (в одном из переводов) буквально и значит «ваше зеркало». Странствующий волшебник Пумпхут из быличек лужицких сербов и король гномов Рюбецаль, о котором рассказывают в Силезии и Богемии. Даже у Воланда есть эти нотки, хотя основа его персонажа и иная.

Второй трикстер - плут, и это совершенно другой характер.

Его вовсе не волнуют добро и справедливость. Он заботится о своей выгоде и дорожит лишь собой - и, возможно, немногими близкими людьми. Все остальные для него - не более чем ресурс, из которого он извлекает пользу.

Он прагматичен. Он скажет и сделает что угодно, лишь бы это помогало добиться цели. Правду и ложь он изрекает с одинаково честным выражением лица. Он может рисковать за тебя жизнью, если ты ему нужен, но всадит тебе нож в спину, если ты пережил свою полезность - и всё это без малейших раздумий и моральных терзаний.

Если он протагонист, у него могут быть границы, за которые он не переступит. Если антагонист - их чаще всего нет вовсе.

Большинство плутов - криминальные гении или политические интриганы (или то и другое в одном флаконе). Остап Бендер. Локки Ламора. Кос (он же Шив) Палпатин. Тень, известная также под именем Теодор-Христиан.

Ещё один трикстер - бес-насмешник.

Он обманывает, манипулирует, вводит в заблуждение, путает пути не потому, что получает от этого выгоду - он делает всё это потому, что может, и искренне наслаждается самим процессом.

Такие персонажи редко бывают людьми - чаще это демоны в буквальном смысле слова: Тзинч, Клавикус Вайл, Гюнтер О’Дим (хоть его и называют Господином Зеркало, но это персонаж из иной обоймы), Коровьев и Бегемот из свиты Воланда...

Когда я подумал об исключениях из этого правила, мне почему-то первым вспомнился Ренар из «Романа о Лисе». На первый взгляд может показаться, будто это плут - он частенько извлекает выгоду из своих похождений. Но выгода - всего лишь побочный результат, Ренар обманывает даже тогда, когда сам потом вынужден выкручиваться, чтобы избежать неприятных последствий.

И только потом я сообразил, что есть пример куда лучше - и куда ближе к нашим временам. Это, конечно же, Джокер, клоун-принц преступного мира. Формально человек, и даже без сверхспособностей, на деле он (как и Бэтмен, впрочем) - самый настоящий демон.

И наконец, но не в последнюю очередь - самозванец. Человек, оказавшийся не на своём месте.

Часто его роль эпизодическая. Он нужен лишь затем, чтобы потерпеть неудачу там, где герой преуспевает, и погибнуть или исчезнуть с позором. Но иногда он становится и протагонистом собственной истории.

Его не все соглашаются признавать трикстером, потому что слово ассоциируется у них с хитростью, умом и изворотливостью. Однако суть трикстера, напомню - не хитрость, а иллюзия. Он не тот, кем кажется, а по какой причине - это уже вторично.

Ни у кого другого нет стольких вариантов, потому что самозванец почти всегда обладает чертами кого-то из предыдущих трикстеров - плута, зеркала или даже архаичного героя.

Дон Кихот сам искренне считает себя героем и пытается совершать подвиги, хотя одолеть его в бою может даже врач с ведром на голове.

Гильдерой Локхарт и крошка Цахес отлично знают себе цену и потому не стремятся ничего совершать, но охотно присваивают чужие деяния и стригут купоны со своего высокого статуса.

Балда и храбрый портняжка идут до конца - им удаётся одолеть чудовище хитростью, убедив даже врага в своём героическом могуществе.

Хлестаков - самый чистый вариант. Он слишком глуп, чтобы кого-то сознательно обмануть, но когда он оказывается в нужное время в нужном месте, целая толпа хитрецов сама охотно об него обманывается.

И целая плеяда самозванцев трагических - однажды притворившись кем-то, кем они не являлись, они вынуждены играть и дальше, с каждым поступком увязая всё глубже, потому что последствия разоблачения будут ужасны.

Трикстер - противоположность настоящему герою без страха и упрёка. Тот был бы идеален в реальной жизни, но сочинить про него интересную историю сложно. С трикстером (любым из них) вряд ли кто-то захотел бы иметь дело в жизни, но вот следить за их похождениями в историях - изысканное удовольствие.

массовая культура, литература, кино, мифология

Previous post Next post
Up