Герой, ты из какого класса?

Sep 09, 2024 09:55


По гибельной пустыне и по снежным склонам гор
Идут, объединившись, файтер, клирик, маг и вор...
Знаете, в чём главное отличие мифического героя от фэнтезийного?

Фэнтези - мир, в котором законы реального мира и волшебной сказки действуют одновременно. А поскольку они друг другу противоречат, автору приходится где-то проводить между ними границу.

В результате там, собственно, и появляется визитная карточка этого направления - магия. Чем бы она ни была по местным правилам - она служит способом переключения между реализмом и сказочностью. Там, где магии нет - всё происходит так же, как и у нас. Там, где она есть - всё происходит так, как решил автор.

И потому у фэнтезийного героя есть класс - то, какими средствами он предпочитает решать проблемы. Воин действует силой, ловкостью и боевыми навыками. Маг - чарами и заклинаниями.

Даже если герой у нас «мультиклассовый» - может и сколдовать что-то, и мечом от врага отмахаться - всё равно мы понимаем, что это два разных способа действовать.

Маг отличается от не-мага. Магическое - от не-магического.




Мифический герой - совсем другое дело.

Можно ли назвать магом... ну, допустим, Геракла? На первый взгляд нет - он никогда не творит заклинаний, не совершает ритуалов, не манипулирует стихийными энергиями. Он вообще не делает ничего «чудесного» - обычный громила с дубиной и луком.

Но он - герой, богочеловек, обитатель двух миров сразу. Для него пространство, где живут боги, демоны и чудовища - не «астрал», куда можно достучаться лишь магическими способами, а просто одно из направлений, куда он может повернуться и пойти.

И потому для него сила и магия - буквально одно и то же. Он в любом случае совершает подвиги, но иногда среди людей, а иногда по ту сторону.

Что он делает, чтобы спасти жену своего друга от смерти? Да дожидается, пока Смерть придёт за нею, и вступает с ним в схватку. И побеждает, что характерно.

И это не особенность одних только греческих героев - они все такие.

Остановить эпидемию? Герой не будет изобретать лекарства. Для него болезнь - это чудовище, пожирающее жизни людей. Он сразится с чудовищем и убьёт его - и больные тут же начнут выздоравливать.

Прекратить засуху? Герой отправится туда, где коварный змей запер небесные воды, и потолкует с ним по-свойски.

Даже за женщиной герой ухаживает не так, как все люди. Его путь к сердцу красавицы - всегда противостояние либо с ней самой, либо с тем богом/демоном/чудовищем, который сейчас владеет её сердцем. Победишь - она полюбит тебя на всю жизнь. Проиграешь - погибнешь.

Мифического героя нельзя назвать магом. Но и не-магом его тоже назвать невозможно.

Всё потому, что «на самом деле» он и есть магия. Сила в человеческом обличье, с которой маг отождествляется, когда что-то колдует. Так оно устроено в нашем с вами мире, непохожем на фэнтези.

Учёные иногда говорят, что мифы о герое-первопредке - это сказания о великом шамане, ведь именно шаманы славятся умением ходить из одного мира в другой. Но на самом деле всё наоборот: шаманизм - подражание подвигам великого героя. То, что герой делает в пространстве мифа - шаман повторяет в своём воображении.

Истории о героях и их подвигах - один из самых эффективных магических инструментов. Проникаясь этой историей, примеряя на себя её образы, мы приобщаемся к силе. «Герой совершает подвиг» - формула, архетип любого чуда.

литература, литературная магия, практика, мифология

Previous post Next post
Up