Смотрю я тут прохождение своеобразной игры «Тауматург» от создателей легендарного «Ведьмака». Своеобразна она многим - и тем, что вся построена вокруг местной магической системы, и тем, что герой прокачивается, не побеждая врагов, а находя информацию, и много там другого ещё. Но это тема для иного разговора.
Действие игры происходит в Варшаве в 1905 году. И по ходу сюжета главного героя заносит в одну из варшавских синагог.
Синагога не то что знавала лучшие времена - она прямо-таки рассыпается на глазах. Старший из двух рабочих, ответственных за ремонт, втайне полагает, что Всевышний покарал их за некий грех. Младший же считает своим святым долгом восстановить дом Божий. А молодой раввин, служащий здесь всего год, после смерти своего предшественника, выбивается из сил в поисках денег на всё это.
Если, прочитав предыдущий абзац, вы нахмурились и мысленно (а то и вслух) произнесли «Чё, блин?» - значит, вы, как и я, что-то знаете о еврейской религии. Если же нет - позвольте мне вас слегка просветить.
Люди, воспитанные в западной культуре - даже атеисты - неосознанно считают христианство образцом религии вообще и авраамической религии в частности. А потому переносят её реалии и на другие вероисповедания. У христиан священники служат в церквях и соборах, у мусульман муллы служат в мечетях, а у евреев, соответственно - раввины в синагогах, верно?
А вот неверно. Даже по отношению к мусульманам эта аналогия не совсем правильна, по отношению же к евреям - полностью ошибочна.
Раввин - никоим образом не священнослужитель. Он знаток Закона, толкователь Писания, наставник молодёжи. Он же выступает арбитром в спорах между евреями, особенно тех, которые касаются религии. Так что анекдоты, начинающиеся словами «приходят два еврея к раввину» - вполне жизненные истории.
Раввин, как и остальные евреи, ходит на службы в синагогу, но он их не ведёт, а просто участвует наравне со всеми. Впрочем, он, как знаток Писания, может отвечать за его ежедневное чтение и толкование.
А кто же тогда священнослужитель, спросите вы? А их в современном иудаизме попросту нет.
Ну то есть как нет. Формально они есть - это коэны, евреи, ведущие свой род от священников Иерусалимского храма. Однако 99% современных евреев - потомки народов, обратившихся в иудаизм (хазар, берберов, химьярцев, греков, египтян), так что сами представляете, какова цена подобным заявлениям.
В любом случае, Храма нет, и восстанавливать его евреям строго запрещено до прихода Мессии. Внутреннее убранство синагог выстроено по образцу Храма, да и структура богослужения подражает храмовому обряду, но всё же синагога - не храм, и никакой еврей, понимающий свою веру, не назовёт её «домом Б-га».
Положение коэнов различается в разных толках и сектах иудаизма (которых, представьте себе, ненамного меньше, чем у христианства), но в целом это примерно то же самое, что быть дворянином в современной России - почётно, ты пользуешься уважением у тех, кто ценит подобные вещи, но никаких формальных прав и обязанностей такое звание уже давно не подразумевает.
Ну а человек, ведущий богослужение в синагоге, называется хаззан, он же кантор, он же шац, и это не духовное звание, а функция. В маленьких общинах обязанности хаззана исполняют разные евреи по очереди (в том числе, возможно, и раввин). В тех, что побольше, есть постоянный кантор - еврей с самым красивым голосом и представительной внешностью. Хоральные синагоги называются так потому, что кантор там регентует целым хором - с такого начинался знаменитый «Хор Турецкого».
Ортодоксы допускают до обязанностей хаззана только мужчин, причём непременное требование - не только красивый сильный голос и общая артистичность, но и окладистая вьющаяся борода, которая считается у них главным признаком мужской красоты. У остальных кантором вполне может быть и женщина, главное, чтобы хорошо пела и знала все положенные молитвы.
Ну и, конечно, все эти наименования могут стать еврейскими фамилиями.
Рабин и Рабинович, Кантор и Канторович, Коэнов, Коганов и Шацев тоже хватает, по крайней мере один Хазанов в советское время стал всесоюзной звездой... А вот фамилии Каган и Каганович, которые обычно производят опять же от коэнов, встречаются только среди восточноевропейских ашкеназов - тех евреев, которые когда-то жили на землях Хазарского каганата, сильнейшего из еврейских государств всех времён. Так что каганы тут - куда более вероятные вдохновители.
Вот и всё. Теперь при словах «раввин служит в синагоге» вы будете так же морщиться, как и я.