На сотворение мира

Jul 05, 2024 10:54

Этот пост - своего рода дополнение, уточнение и даже в некотором роде толкование к более раннему посту. Мне пришло в голову, что эту тему можно - и даже нужно - рассмотреть с другой стороны.

Миф о творении начинается с общей отправной точки: творческая сила разделяет первозданную Пустоту, давая имена тому, что создаёт. Но весь вопрос в том, что существовало изначально: творческая сила или пустота.

И вопрос этот далеко не праздный. От него напрямую зависит то, каким ты увидишь окружающий тебя мир, и в чём там будет твоё собственное предназначение и путь.

Мифологии Пустоты не лишены собственной красоты и изящества. Не так давно мне встретился короткий, но очень поэтичный и великолепно изложенный вариант:

[Spoiler (click to open)]
Возможно ли это - победить хаос?
Тиамат знает ответ на этот вопрос. Жрецы рисуют её то женщиной с горящим взглядом и полными бёдрами, то гидрой о семи головах, то огнедышащим чудовищем...
Это всё - лишь форма.

Её истинная суть - первобытный океан. Бесконечное пространство, в котором есть всё - и нет ничего. Её волны шумели за вечность до появления первых живых существ, будут шуметь и после гибели последних.
Этих существ породила сама Тиамат. Волны превратились в животных, людей и богов.
Один из которых должен её убить.

Мардук называет себя «верховным богом». Волнует других, призывает покончить с хаосом. У него есть союзники, и оружие, и невероятная смелость.
И всё это - создала Тиамат.

Она втягивается в игру. Наскоро порождает чудовищ, чтобы триумф не достался Мардуку слишком просто. Прислушивается к шуму волн.
Улыбается, пока они жалят кинжалами и стрелами небольшую часть её сущности.
Бесконечный океан мог бы просто этого не заметить. Разобраться с несогласными одним движением мысли.

Но Тиамат желает создать что-то новое. Мардук разрубает её тело, создавая небо и землю. Хаос превращается в реки и горные цепи, в моря и пустыни, в новых людей и животных...
Мардук объявляет этот мир своим творением. Чистым и прекрасным, в котором нет места хаосу.

Тиамат берёт новый мир в свои эфемерные ладони. Прислушивается к течению рек. Завороженно смотрит, как поднимается солнце. Ей нравится всё: от высоких гор до подземных чертогов, от крошечных насекомых до огромных китов. Люди ей тоже нравятся. И боги. Даже тот, который так старательно кричит о своей победе.

Пусть он забыл, от чьей плоти был когда-то рождён. Пусть и другие забудут, пусть назовут Тиамат чудовищем.
Для бесконечного хаоса это не имеет значения.
https://vk.com/wall-147772263_30937


Правда ведь, красиво?

А теперь я расскажу, почему отвергаю этот миф и встаю на противоположную сторону.

У Хаоса нет потребности в творении. Волны предвечного океана катятся одна за другой. Покой относителен, движение абсолютно. Бог, творящий мир - лишь одна из таких волн, которая явится и исчезнет, как и все остальные. Сын и любовник Великой Матери, которого она постоянно рождает, чтобы потом пожрать, и пожирает, чтобы вновь дать ему жизнь. Своего рода воплощение мимолётного желания «сотворить нечто новое».

Это значит, что творение постоянно и бесцельно, так же как и разрушение. Бесконечные вселенные рождаются и гибнут в предвечном океане каждую секунду, и ни одна из них не имеет значения. Важен лишь процесс.

Не спрашивай, зачем ты существуешь - ты существуешь низачем. Не спрашивай, почему ты создан - ты создан лишь потому, что так легла волна.

Нечего уповать на бессмертие души - даже если и есть рай и ад, они лишь такая же часть вселенной, как и земля, и тоже однажды исчезнут.

Не существует никакой справедливости - если у тебя нет цели и предназначения, то и не за что тебя судить и воздавать тебе за то, как ты справлялся и на что потратил свою жизнь.

Между прочим, точно такую же концепцию являют нам и некоторые учёные, что занимаются космологией.

У них я тоже видел многомерный мультиверс, наполненный пеной отдельных вселенных. Каждая из них крохотна «снаружи», но бесконечна «внутри» (не нужно спрашивать, как это получается, там совершенно безумная математика). Законы физики в пузырьках возникают случайным образом, так что почти все они непригодны для жизни. Наш пузырёк - один из тех, где волны хаоса сложились благоприятным образом.

Это даже более безысходное и пессимистическое мироздание, чем у восточных учений недвойственности. Те хотя бы предлагают выход - осознать, что ты всегда был не более чем рябью на поверхности предвечного океана, и перестать волноваться. Сделаться гладью, выйти из игры навсегда - тогда останется лишь Тиамат, и пусть она вечно глядится сама в себя. А тут нет даже и такого выхода.

Мне сложно понять, что за мазохистское стремление чувствовать себя ничтожным и бессмысленным движет теми, кто всерьёз принимает подобные мифы. А ведь они принимают, и верят, что такова суровая истина жизни, и называют нас - тех, кто с ними не согласен - детьми, не желающими взрослеть.

Совсем по-другому выглядит мир, если изначальна творческая сила.

Если «там» по-настоящему реальна лишь пустота, а все её формы бессмысленны, то «здесь» всё наоборот - именно смысл и реален.

В начале времён прозвучало Слово, и с тех пор оно продолжает звучать. Все вещи - его оттенки, стороны и грани.

Если и была какая-то первозданная пустота, то это был первый отзвук Слова, в котором ещё не было никаких других имён и разделений, а одно только властное «Воссуществуй!».

Здесь действует закон сохранения. Общее количество смысла во вселенной равно единице, и оно не может стать больше или меньше. А значит, новые вещи могут быть лишь новыми формами прежде существовавших.

Действует здесь и бессмертие души. Ты - это смысл, выраженный с помощью тела и разума, мыслей и желаний, слов и поступков. После смерти твоего тела ты не исчезнешь - у тебя уже сейчас множество других выражений, и ты продолжишь звучать, пока они существуют.

Наконец, в таком мире возможен и духовный путь - способ стать тем, кем ты являешься изначально. Но если в мире Тиамат только она одна и реальна, то здесь твоя задача - сделаться идеальным выражением того смысла, который в тебе заложен.

Всякая вещь есть имя, и всякое имя может стать именем Бога. А значит, и ты тоже можешь им стать.

Понять вселенную Слова намного труднее, чем вселенную Тиамат. Но оно того стоит.

Возможно, тут вы спросите: а почему вообще нужно выбирать между этими двумя вариантами? Почему не признать, что реальны оба: и первородная пустота, и первородное же творческое начало, которое творит из неё?

Да потому, что реальность только одна. И если в ней оказываются два начала, то они в какой-то момент должны были разделиться - а что было до этого разделения? Либо безымянное Нечто, из которого рождаются миры, либо Слово, которое их творит.

Мой голос отдан Богу-Творцу, Богу-Слову.

религиозные штудии, мифология

Previous post Next post
Up