Сказка, ложь и в ней намёк

May 13, 2024 11:00

У книг о Гарри Поттере, как и вообще у большинства хороших книг, есть не только сюжет, но и тема, которую каждая книга развивает ходом сюжета. И эта тема - всегда что-то такое, что мы можем приложить к самим себе и своей реальной жизни.

«Философский камень» - о тонкой алхимии дружбы и вражды. Как завязываются отношения? Как разные и даже не обязательно симпатичные друг другу люди становятся близкими и начинают действовать как единое целое? В книге мы видим, как это происходит (Гарри, Рон и Гермиона), как и почему это НЕ происходит (Гарри и Дурсли, Гарри и Драко), и где процесс может свернуть до жути не туда (Квиррелл и Волдеморт).

«Орден Феникса» - о репутации. О том, как отношение к человеку влияет на восприятие его поступков - и как оно влияет на твои собственные поступки, которые его затрагивают.

«Дары Смерти» - тут уже из самого названия понятно, что книга о смерти и потерях, о том, как к ним правильно относиться.

А «Тайная комната»...

Джон Грейнджер в своей христианской апологии ГП назвал вторую часть семилогии книгой о книгах. Мол, это предупреждение, как книги, наполненные ложью и злым умыслом (вроде творений Локхарта или дневника Тома Риддла) могут навредить душе, и потому от них стоит держаться подальше.

Однако я полагаю, что Грейнджер тут совершил ту же ошибку, которую раз за разом совершает сам Гарри: увидел все детали, но сложил из них неверную картину.

Книги действительно играют тут важную роль, но тема совсем о другом.


Вначале разберёмся с дневником, потому что он, как ни странно, менее интересен.

Это вовсе не «книга, наполненная ложью». Его страницы вообще пусты, ты видишь на них лишь ответы на твои собственные реплики. И эти ответы не содержат никакой прямой лжи - даже когда Риддл показывает Гарри прошлое, он демонстрирует события, которые произошли на самом деле, никак их не подправляя. Просто делает это выборочно.

Джинни пострадала гораздо серьёзнее, но и она не читала дневник - она его писала.

Иногда считают, что проговаривать (а тем более записывать) свои мысли и чувства - лучший способ в них разобраться. Но это не совсем так. Высказав всё открытыми словами, ты действительно лучше поймёшь, что думаешь и чувствуешь - но что ты с этим будешь делать дальше?

Дневник не даст тебе совета, не предостережёт от ошибки, не утешит и не направит на путь истинный. Всё, что он может - повторять тебе снова и снова то, что ты в него написал. Отражать тебе тебя же, пока твой внутренний мир не станет для тебя тайной комнатой, а страх, горечь и злость - живущим внутри чудовищем.

Если он - твой единственный собеседник, если у тебя нет никого, кто тебя любит и кому ты доверяешь... Ты вырастишь призрака, вскормив его собственными жизненными силами - и рано или поздно он перехватит управление.

И тут даже не понадобится никакой злой воли, заключённой в книге её создателем. Разве не видели мы мальчишек и девчонок, которые ровно таким способом - накручивая себя при помощи записей в дневниках и блогах - доходили даже до убийства, или самоубийства, или того и другого сразу? Без всякого колдовства - сами, всё сами.

В книгах Гильдероя Локхарта тоже нет никакой лжи - одна лишь художественная выдумка.

Этого самовлюблённого красавчика считают бесполезным шарлатаном и герои, и читатели. Однако у него есть собственный, неподдельный талант - и это отнюдь не заклинание Забвения.

Локхарт - популярный писатель. Реклама рекламой, но его книгами зачитывается вся волшебная Британия, от них в одинаковом восторге и сорокалетняя домохозяйка Молли Уизли, и двенадцатилетняя интеллектуалка Гермиона. Это как «Сумерки», написанные Эдвардом Калленом.

Он приукрашивает события - а какой автор этого не делает? Реальность, как правило, не слишком красива и порой даже не слишком достоверна. Чтобы превратить её в интересную историю, приходится постараться.

На страницах книг он совершает подвиги, которые хотел бы совершить в действительности - опять же, кто этого не делает? Художественная литература для того и нужна, чтобы пережить в воображении то, чего мы не можем или не хотим испытать в реальной жизни.

Эти подвиги - настоящие, просто на самом деле их совершил кто-то другой? Ну логично, кем ещё вдохновляться, как не теми, кто и вправду сделал нечто выдающееся.

Проблема началась в тот момент, когда Локхарт нарушил границу между правдой и вымыслом. Чтобы его книги продавались лучше, он выдавал их за отчёты о реальных событиях - лгал, что и на самом деле побеждал монстров. Как мы помним, он даже стирал память подлинным прототипам своего героя, чтобы никто не мог усомниться.

В реальной жизни почти то же самое произошло с Карлосом Кастанедой. Однажды притворившись наследником великой магической традиции, он вынужден был играть роль и дальше, до конца дней своих. Как сознаться в обмане, когда у тебя миллионы фанатичных поклонников? Даже если решишься - они тебе не поверят.

Однако намного чаще эту ошибку - смешение автора и персонажа - совершают читатели, зрители и слушатели.

Высоцкий писал берущие за душу стихи о войне, и его считали фронтовиком, хотя в победном сорок пятом ему было всего семь лет. Желязны писал о магах и богах, и его считали посвящённым в тайны магии. Да саму Роулинг до сих пор кое-кто считает ведьмой и оккультисткой, потому что она написала книгу о волшебниках!

А сколько людей ставят себе моральными ориентирами певцов и актёров - просто потому, что те исполняют проникновенные песни и талантливо играют выдающихся героев? Если кумир оказывается преступником, сволочью, циничным подлецом или просто непроходимым дураком - для одних поклонников это становится кризисом всей жизни, а другие продолжают отстаивать его честь несмотря ни на что.

Настоящая тема «Тайной комнаты» - тонкая грань между вымыслом и обманом. Фантазия, создающая воображаемые миры - величайший инструмент разума. Обман же возникает, только когда эти миры, по чьему-то замыслу или по собственной слабости, принимают за действительность и пытаются в них жить.

массовая культура, литература, психология

Previous post Next post
Up