На днях где-то в сети мне встретилось короткое замечание:
«Каждый раз, когда я встречаю искренне верующего человека, пытаюсь у него выведать, что им движет, зачем ему всё это. Ещё ни один не сумел внятно сформулировать, но я не теряю надежды».
А поскольку в комментариях к одному из моих недавних постов у нас как раз шла речь на эту тему, я решил вынести то рассуждение отдельным постом.
Верующие люди, если предельно упрощать, бывают трёх видов. У каждого свои цели, и для каждого религия предлагает собственные методы.
Это обычные люди, искатели неба и обитатели тьмы.
Обычные люди составляют большинство в любой религии, включая атеизм. Им нужно, чтобы религия придавала повседневной жизни смысл. Помогала переносить трудности. Позволяла обрести мир с самим собой и ближними. Прожить хорошую жизнь и умереть хорошей смертью.
Если вам интересно, что такое хорошая смерть, я отвечу - это смерть без страха и сожалений. Когда ты сам понимаешь, что происходящее - не трагедия, не горе, не крушение всего, а естественное завершение земного пути. Ты сделал всё, что мог, и пусть другие, если смогут, сделают лучше.
Обряды и заповеди, которые религия даёт обычным людям, как правило, достаточно просты и легко исполнимы. По сути, это требование соблюдать элементарную самодисциплину, хорошо относиться к другим людям и поддерживать связи внутри общины. В том числе - участием в общих церемониях.
Запреты, которые она на них накладывает, тоже не так уж сложны. Не обманывай, не присваивай чужого, не причиняй вреда ближнему и не держи на него злобу. Не будь козлом, короче.
Искатели неба - совершенно другое дело. Обычная жизнь и обычная смерть их не удовлетворяет. Они хотят лично, на собственном опыте, пережить Истину, увидеть мир таким, какой он на самом деле есть, стать теми, кем им свыше предназначено быть.
Ради такого они порой готовы поступиться всем остальным - семьёй, карьерой, житейским успехом и богатством. Из таких выходят аскеты-подвижники, что в религии, что в науке или философии. И даже если они остаются в миру и практикуют без отрыва от мирских забот, всё равно поиски истины для них на первом месте.
Для них религия предлагает путь к святости. Упражнения и методы, позволяющие достичь совершенства. Обрести духовную силу, завести друзей на Той Стороне, удостоиться откровений иного мира.
Это тоже самодисциплина, но уже в разы более строгая и тяжёлая. Это постоянная осознанность, отслеживание не только поступков и слов, но даже мыслей и желаний. Это памятование о смерти и ином мире. В общем - полное форматирование всей внутренней и внешней жизни под заданный идеал.
И, наконец, обитатели тьмы.
Буддизм говорит, что жизнь - это страдание. Христианство - что мир лежит во зле. Обитатели тьмы знают это не понаслышке. Страдание и зло окружают их каждую секунду - и такова подлость жизни, что они сами их причиняют себе и другим.
Это не обязательно преступники. Те, кто с преступностью борется, тоже, как правило, и видели, и делали много такого, что слабо совместимо с верой в человечность и человечество. Даже врачи могут рассказать немало подобных историй.
Что уж говорить о тех, кто живёт на дне общества, где большинство местной фауны с трудом можно отнести к виду хомо сапиенс?
Порой некоторые из них полностью рвут с прежней жизнью и уходят в искатели неба - но это путь не для всех. А вот стезя обычного человека для них недостижима в принципе: как можно обрести мир с собой и своим окружением, если всё это до краёв переполнено скверной?
И им-то религия нужна чуть ли не больше, чем всем остальным. Они хотят понимать, что даже для них ещё есть надежда. Что те крохотные остатки сострадания, совести и духа, которые у них ещё сохранились - стоят того, чтобы всеми силами за них цепляться.
Это им христианство говорит: «не страшно, что ты великий грешник, покайся - и Бог простит». Это им буддизм проповедует: «кем бы ты ни был, Амитабха поклялся тебя спасти, если ты будешь помнить о нём и призывать его имя». Это их индуизм наставляет: «Шива не ведает чистоты и нечистоты, он принимает любые дары, лишь бы от всего сердца».
Да, всегда есть опасность, что такую проповедь услышат не те, кому она предназначена, и воспримут её как возможность ничего не делать и не соблюдать никакие нравственные правила. Но всё равно позиция «я покаюсь, и Бог меня простит» более полезна, чем «мне терять нечего, творю что хочу». Она хотя бы иногда сдерживает людей от причинения вреда и не даёт окончательно утратить человеческий облик.
Отношения между слоями не всегда мирные. Чаще всего искатели неба и обитатели тьмы чувствуют некоторое родство между собой - но и те, и другие недолюбливают обычных людей, находя их чересчур ленивыми и небрежными в делах религии. Вера, которая не жжёт сердце, кажется им «теплохладной», ненастоящей. Человек, обретший гармонию с падшим миром - недостоин жизни вечной.
В свою очередь, обычные люди относятся к искателям неба с самыми разными эмоциями - от опасливого уважения до снисходительного презрения к «блаженненьким» и «ханжам». Обитателей же тьмы они, как правило, просто не замечают - ну какая может быть вера у этих? Что их вообще ждёт хорошего в этой жизни и в будущей?
Религия может начаться с любого из этих слоёв. Христианство и буддизм - изначально религии святости. Ислам, иудаизм, зороастризм - религии обычных людей. Некоторые течения индуизма родились, как потаённая вера обитателей тьмы.
Но дальше в дело вступают непреложные законы эволюции. Любая религия, какой бы она ни была при рождении, либо отращивает себе остальные два слоя, либо не выдерживает конкуренции. Её удел - либо исчезнуть, либо остаться в крохотном замкнутом социуме, целям которого она соответствует.
Есть, конечно, люди, стоящие где-то на границе между «слоями». Например, те, кто ищет в религии магического могущества - духовной силы, которую можно применить в повседневных делах. Это получается положение между обычными людьми и искателями неба. К первым они принадлежат по своим целям, ко вторым - по методам.
Но в целом такое деление полезно держать в уме. Оно многое объясняет.