Поговорив о фэнтези, логично перейти к реальному миру. У нас-то с этим как - наш мир ближе к первому полюсу или ко второму?
Для начала вспомним, что фэнтези появилось не на пустом месте.
У любой религии есть своя традиция историй о чудесах и чудотворцах. Это, правда, само по себе уже показывает, что ни одна из них не обладает монополией на волшебство.
В наше время многие верующие полагают, что стремиться к магической силе нехорошо. А уж следовать духовному пути в надежде стать чудотворцем - и вовсе признак глубокого невежества. Не в этом смысл пути.
Но все эти соображения отходят на второй план, как только две религии начинают конкурировать. Тогда на свет появляются десятки и сотни историй о том, как «наш» чудотворец сошёлся в сверхъестественном противостоянии с «не нашим» - и, разумеется, блистательно победил.
Православный сюжет «святой против колдуна» родился ещё в поздней античности. Тогда праведные христиане посрамляли языческих правителей и жрецов, являя им силу истинного Бога.
Сейчас язычники стали уже не те, что раньше, поэтому православные противостоят колдунам и экстрасенсам.
Ещё со времён апостола Петра и Симона Мага в этих историях появилась общая тема: язычники творят зрелищные чудеса, христианам же нет необходимости показывать фокусы. Сила истинного Бога проявляется в другом - крест и молитва обнуляют любые чары, так что в присутствии святого ни один колдун не в состоянии колдовать.
В это, между прочим, многие христиане верят на полном серьёзе, так что их вера передалась даже оккультистам. Я от многих слышал, что христианская религия - это-де религия антимагии, и вступление в неё навсегда отсекает человека от его природной магической силы.
В средневековой Индии сложился свой жанр. Там суфии, а затем бхакты и сикхи соперничали с йогами традиции натхов. Натхи стремились обрести бессмертие и магические силы через аскезу и психопрактики. Их оппоненты напирали на чистую, эмоциональную любовь и преданность Богу.
У этих историй есть свой канон. Обычно йог, желая показать своё волшебное искусство, творит нечто изумительное. Затем бхакт обращается к Богу со смиренной молитвой, и тот являет такое чудо, перед которым бледнеют все магические потуги йогов. В финале натх признаёт, что путь преданности несравненно превосходнее пути аскезы.
Буддисты довели ситуацию до космических масштабов. Будды и бодхисатвы навешивают люлей не только противникам Учения, но даже и их богам.
Когда Шива отказался слушать проповедь Будды, защитник веры Ачаланатх попросту наступил на него вместе с его женой, великой богиней Парвати, и растоптал, как букашек. Впрочем, Будда по милости своей тут же воскресил обоих, так что даже смерть не помогла Разрушителю избежать лекции.
Здесь, конечно, интереснее всего то, что «Ачаланатх» - «Несокрушимый владыка» - один из эпитетов самого Шивы, так что гневное буддийское божество, по сути, и есть тот же Шива, только присвоенный буддистами. Но, как видим, смена веры пошла ему на пользу, и он стал намного сильнее.
Ну а историю, как Будда поставил на место царя обезьян Сунь У-Куна, я даже пересказывать не стану. Она достойна того, чтобы вы прочли её самостоятельно.
Если вы думаете, что «святой против мага» - развлечение строго для религиозных людей, то я вас разочарую. У магов это тоже излюбленный вид спорта.
Я отлично помню оккультный фольклор конца девяностых. Там экстрасенсы-энергуи оказывались сильнее и колдунов, и служителей христианского эгрегора. Побеждали они и тёмных сущностей с иных планов бытия. А уж какие астральные сражения устраивали между собой - Вархаммер отдыхает.
И даже атеисты не остаются в стороне. Как и у всякой другой религии, у них есть собственный извод этого жанра.
В реалистичном варианте человек науки, вооружённый разумом и знанием, одерживает убедительную победу над суеверами, верящими в колдовство и религиозные сказки. В варианте фантастическом он точно так же побеждает колдунов, волшебных созданий, чертей и даже богов. Сказочная магия - ничто перед истинными чудесами, которые даруют человеку наука и техника.
У атеистических историй есть только одно важное отличие. Все остальные склонны преувеличивать возможности своих противников - чем сильнее враг, тем почётнее победа. Но атеисты отказывают оппонентам в каком бы то ни было уме и достоинстве, и потому результат почти всегда выглядит избиением младенцев. Примерно как в мультике «Ивашка из Дворца пионеров».
У всех этих историй есть один общий знаменатель.
Приписывать своим святым невероятную чудотворную силу всякий раз начинали именно те, чья религия в действительности не слишком-то упирала на магические практики.
Раннее христианство достаточно быстро переродилось из рыхлой сети харизматических общин в храмовую религию с профессиональными жрецами. Суфизм, буддизм и бхакти изначально появились на свет как «религии философов» без магических устремлений. Про атеизм и говорить нечего.
Всем им приходилось конкурировать с теми, кто рекламировал себя именно как путь к чудотворному могуществу. А привлекательность чуда настолько велика, что эта реклама всякий раз оказывается действенной.
Единственный способ победы, который они нашли - обыграть противников на поле воображаемого.
И всегда результат оказывается одним и тем же: та школа, которая победила на этом поле... становится новым источником магии.
Христианские святыни и священники играют важную роль в народном колдовстве как источники силы. В самом христианстве раз за разом появляются магические направления - от русского православия с его культом святынь и старцев до американских харизматов с их радениями.
В Индии йоги, жаждущие чудотворений, практикуют бхакти вместе со своими путями. Гуру шестнадцатого века Джнандев одинаково прославился в обоих качествах, так что в одних притчах выступает в качестве побеждённого натха, а в других - торжествующего бхакта.
Ну а вера в могущество технологий, которые способны (или будут способны) на всё, даже самим атеистам время от времени выходит боком - столько суеверий и сект ею питается.