Фэнтези стоит посередине между сказкой и реальностью. Это история, в которой законы мифа и правила реального мира действуют одновременно. Сказка, соблюдающая ровно столько условностей, чтобы мы уже могли без особого труда в неё поверить - читать её, словно рассказ о случившемся на самом деле
(
Read more... )
> читать её, словно рассказ о случившемся на самом деле.
Что насчёт чукотских сказок (да и наших быличек), где действие тоже происходит прямо в этом мире. "А вот в одном стойбище, за два перехода отсюда, девка замуж за белого медведя вышла. Он её с собой увёз, недавно родня ездила проведывать..."
> а значит, обязаны отражаться в зеркалах и отбрасывать тень.
Вспоминаем теорию про комаров. Люблю я её... :)
> а читатели сразу же принялись задавать неудобные вопросы
А вот по этому поводу в ЖЖ был хороший цикл статей, где показывалось, что, согласно Толкину, "Властелин Колец" это не объективный рассказ о событиях, а летопись, причём, третий список с оригинала, "исправленный и дополненный". Поэтому "плоские" враги и некоторые несоответствия - это как раз исторически достоверно. В летописях обычно так и бывает.
> очевидно, сильнее он с ним не становится
Зато остальные за это время стали намного слабее.
> Она поступила противоположным образом.
А продолжая этот подход дальше, получаем Кудрявцева с его дорогой миров и "большой игрушечной войной ( ... )
Reply
Сказки и былички - отдельный жанр, со своими условностями. Там рассказчик обычно всё-таки не даёт слушателям забыть, что всё рассказанное происходит "не здесь".
А вот по этому поводу в ЖЖ был хороший цикл статей, где показывалось,
что, согласно Толкину, "Властелин Колец" это не объективный рассказ о
событиях, а летопись, причём, третий список с оригинала, "исправленный и
дополненный". Поэтому "плоские" враги и некоторые несоответствия - это
как раз исторически достоверно. В летописях обычно так и бывает.
Ну да. "Алая книга Западных Пределов", написанная Фродо, дополненная остальными тремя хоббитами и отредактированная книжниками Гондора.
Но штука-то тут вот в чём: сам Толкин действительно мучился в поисках ответов на вопросы читателей, и действительно изо всех сил пытался пристегнуть события ВК к реальному миру. И у него это не получилось.
Даже те же орки. Сейчас, благодаря "Сильму" и Джексону, версия происхождения орков от искажённых эльфов считается железным каноном... но сам Толкин её не любил и отказался от неё в конце концов. А ( ... )
Reply
> Но штука-то тут вот в чём: сам Толкин действительно мучился в поисках ответов на вопросы читателей...
Ричард Хэмминг (математик) в своих лекциях говорил, что, как правило, автор изобретения никогда не понимает все его следствия и вообще (по сравнению с последователями) плоховато разбирается в собственном изобретении. Я думаю, что с литературными произведениями, которые смогли стать самостоятельной сущностью (как "Властелин Колец") то же самое - автор сам до конца не осознаёт, что он написал. :)
> А откуда на самом деле взялись орки - он так и не определился.
Включая версию, что орки - это насекомые. :)
Reply
грибы)
Reply
Звучит, будто Толкин пытался превратить ВК в научно-фантастическую историю.
Reply
Даже не фантастическую.
Средиземье - это буквально наш мир, просто каким он был в прошлую эпоху. Примерно как Хайборийская эра Говарда - далёкое прошлое, а не вымышленная волшебная страна. Between the times when oceans drank Atlantis, and the rise of the sons of Aryas, there was an age undreamt of...
Первоначальный замысел вообще был устроить литературную мистификацию. Дескать, "Алую книгу", написанную на вестроне, Толкин нашёл во время работы в музейных архивах. И перевёл на английский. То есть все события, описанные там, происходили на самом деле.
В толкиновском легендариуме Земля была в самом деле плоской в предначальные времена, но, когда затонул Нуменор, она "свернулась" в шар. Кто-то из читателей спросил его, как он это вообще представляет, на что он честно ответил, что плюс-минус разбирается в астрономии, и потому плоский мир в принципе представить не может.
Reply
"Прошлое" и "художественный вымысел" вообще неожиданно тесно связанные категории)
(Вот то, что "будущее" и "вымысел" тесно связаны, вполне ожидаемо.)
Reply
Ну так правильно. Прошлое существует только в памяти=воображении, а воображение может работать только на основе опыта=прошлого.
Поэтому неважно, когда формально происходит действие истории, неважно, насколько она близка к задокументированным событиям, всё равно "это было давно и неправда".
Reply
Как в "Цесаревне Отраде" - Земля плоская и бесконечная, Солнце и Луна ходят над ней по восьмёрке, а восходы и закаты объясняются свойствами оптики атмосферы.
Reply
Reply
Вампиры - это комары-телепаты. Они умеют внушать людям иллюзии, чтобы те беспрепятственно давали им пить кровь.
В зеркале же отражается комар в настоящем виде, поэтому человек, ожидающий увидеть человека, попросту его не замечает.
Reply
Reply
Да.
По этой же причине вампир не отбрасывает тени, неуязвим для оружия (мечом в галлюцинацию тыкать бесполезно), не может сам войти в дом (двери не откроет), может вылететь в окно и живёт обычно в глухом лесу или на болоте. :)
С осушением болот и сведением лесов в Европе вампиры естественным образом исчезли.
Reply
Reply
Reply
Увы, не моя и не помню чья. Но тоже очень понравилась.
Главное, что через неё можно объяснить практически все свойства "Стокеровских" вампиров.
Reply
Leave a comment