Чародей, который не верил в волшебство

Aug 31, 2023 12:35

Фрэзер когда-то написал - и сам, судя по всему, действительно так думал - что ни один успешный волшебник не верит в волшебство ( Read more... )

литература, литературная магия, лавкрафт

Leave a comment

celen_me August 31 2023, 10:08:13 UTC

Всё-таки в фэнтези чаще магия это не наука, а некое Искусство или Ремесло (с большой буквы, дабы подчеркнуть её значимость в сравнении с другими искусствами и ремеслами). Эльфы у Толкиена понимали, в общих чертах, как работают сильмариллы, палантиры или кольца власти, но не могли повторить их, поставить производство на поток, поскольку каждый из этих артефактов был шедевром великого волшебника, впитавшим частицу его сущности, тайного пламени его души, подаренного ему Эру Илуватаром. Т.е. неформализованная система, опирающаяся на интуицию и личные качества мастера, знания, которые нельзя передать через систему массового образования.

Разумеется, когда фэнтези эволюционировало до Хогвартса, как справедливо стебался Юдковский, настало время говорить о сверх-волшебниках и сверх-волшебстве - обычное потеряло свою волшебность.

Reply

anairos August 31 2023, 10:35:03 UTC

Согласен, что магия у Толкина не формализована, там нет науки и технологии волшебства. Но тем не менее для эльфов, а уж тем более для валар и майар мир куда менее волшебен, в нём меньше чуда, чем для людей, гномов или хоббитов.

Для Фродо и Сэма зеркало Галадриэль - магия. Для неё самой - полезный инструмент, позволяющий заглянуть в себя и увидеть что-то важное.

А Кольца власти вполне себе повторяли, так уж-то. Эльфы наделали их десятки, пока практиковались в ремесле, и потом ещё девятнадцать, когда основательно взялись за дело.

Reply

tarn1shedsilver August 31 2023, 12:40:07 UTC

> А Кольца власти вполне себе повторяли, так уж-то.

Можно воспроизвести веб-сервер, но трудно воспроизвести начинку закрытых от внешнего доступа серверов военных.

Т.е. разница именно в асимметрии (в нашем мире она защищена силой, дефицитом информации и и.п., в мире ВК - положением мастера на онтологической лестнице по близости к Творцу).

Т.о. для такой магии есть "достойные" и аутсайдеры. Толкин описывал, что происходит с волшебными вещами у аутсайдеров: они обжигают их (будь то лембас у Горлума и орков или Сильмарилл у Маэдроса и Моргота).

Imho, отличие технологии от магии в том, что её может воспроизвести любой, кто последует стабильному рецепту. Притом, если трактовать в рамках цитаты Кларка, достаточно сложная технология может быть заперта от профанов трудностью познания устройства мира, которое использовано для манипуляции материей в основе этой техники.

Reply

anairos August 31 2023, 12:51:37 UTC

Imho, отличие технологии от магии в том, что её может воспроизвести любой, кто последует стабильному рецепту.

Во многих сеттингах именно так и устроена магия - её может воспроизвести любой, кто сумеет последовать стабильному рецепту. Просто в рецепт магии, как правило, входят не только правильные действия, но и непременный катализатор волшебства, без которого всё остальное не имеет смысла.

Весьма часто катализатором оказывается сам волшебник - заклинание должен произносить некто с врождённым даром, иначе ничего не выйдет. Но не всегда. Бывают катализаторы-предметы - книги, например. Бывают катализаторы-места. Бывают катализаторв-существа - чтобы творить магию, нужно заручиться поддержкой духа, феи, джинна и т.д. Наконец, самый частый катализатор в современной литературе - "магическая энергия", добываемая из любого источника.

Но если такой катализатор у тебя есть - магия так же предсказуема, как и любая другая технология.

Reply

tarn1shedsilver August 31 2023, 13:09:20 UTC

Т.е. упор в цитате скорее на слове "любой", а не на "по стабильному рецепту".

Наличие катализатора (в т. ч. разумного), по сути, это и есть критерий перевода внутрь круга посвящённых.

Reply

anairos August 31 2023, 13:24:35 UTC

Именно поэтому катализатор и низводят весьма часто до банального источника магической энергии. Как в том же "Тайном Городе", где магия окончательно превратилась в инопланетную технологию в самом буквальном смысле.

Reply

livelight August 31 2023, 13:15:09 UTC
Если заклинание должен произносить некто с врождённым даром, рождённый тогда-то и там-то, с таким-то именем, то такая магия, конечно, более-менее предсказуема, но невоспроизводима другими. А личность волшебника - тот ещё катализатор во многих сеттингах.

Reply

anairos August 31 2023, 13:26:50 UTC

Всё-таки, как правило, не личность, а дар, который у всех волшебников более-менее одинаков.

Не только в ролевых играх, но и в литературе у волшебников часто бывает, скажем, корпус стандартных заклинаний, который все изучают. Один волшебник когда-то придумал - любой волшебник может впоследствии воспроизвести.

Reply

antares68 August 31 2023, 13:51:16 UTC
Вы явно описываете современную медицину.

Reply

karpion September 11 2023, 15:09:29 UTC
Если Вы попытаетесь произвести взрывчатку по стабильному рецепту, используемой на практике, то, скорее всего, убьётесь или покалечитесь. То же самое - с ядовитвми веществами.

Reply

tarn1shedsilver September 12 2023, 03:20:19 UTC

Но инсайдерам даже не нужно соблюдать технику безопасности: Солнце или лембас им не причиняют такого же дискомфорта, как аутсайдерам.

Т.е. конструктивно такое разделение отличается от взрывчатки, которая будет одинаково калечить всех.

Ср. упоминание в мифах, что Локи не трогало пламя, потому что он был его хозяином.

Reply

karpion September 12 2023, 15:29:26 UTC
Допустим, в неком мире совместно живут люди и сауриалы, происходящие от ящеров. Тогда вполне могут существовать яды, в т.ч. и кожного действия, поражающие только одну расу и не вредящие другой.

Различие в восприимчивости к повреждения м.б. как врождённым (генетически обусловленным), так и приобретённым. Человек при иниции вампиром становится вампиром; при этом в тело попадает некая протоплазма, которая даёт как бонусы, так и уязвимости.

Так что ядовитость лембасов для некоторых существ не так уж волшебна.

Reply

aikr August 31 2023, 17:16:02 UTC
Разница между искусством и технологией не так уж чётка. Есть Мона Лиза, а есть портреты, которые любой арбатский художник рисует по десятку в день. Есть сильмарилы, которые даже сам Феанор не берётся повторить, а есть те же плащи или верёвки, производимые в промышленных масштабах.

Reply

karpion September 11 2023, 15:05:21 UTC
Утрата технологий хорошо известна iRL. Римские технологии строительства дорог были превзойдены только в 19-м веке. Технологии изготовления space shuttle утрачены. Технологии доставки людей на Луну утраченны (а может, люди на Луну никогда не летали).
Аналогично могли быть утраченны и технологии изготовления сильмариллов. А может, при их изготовлении использовались уникальные природные камни; или часть работы сделало животное, ныне вымершее.

В "ГП" есть много архиполезных артефактов, которые колдуны не могут воспроизвести. Например, карта мародёров.

Reply


Leave a comment

Up