Всё-таки в фэнтези чаще магия это не наука, а некое Искусство или Ремесло (с большой буквы, дабы подчеркнуть её значимость в сравнении с другими искусствами и ремеслами). Эльфы у Толкиена понимали, в общих чертах, как работают сильмариллы, палантиры или кольца власти, но не могли повторить их, поставить производство на поток, поскольку каждый из этих артефактов был шедевром великого волшебника, впитавшим частицу его сущности, тайного пламени его души, подаренного ему Эру Илуватаром. Т.е. неформализованная система, опирающаяся на интуицию и личные качества мастера, знания, которые нельзя передать через систему массового образования.
Разумеется, когда фэнтези эволюционировало до Хогвартса, как справедливо стебался Юдковский, настало время говорить о сверх-волшебниках и сверх-волшебстве - обычное потеряло свою волшебность.
Согласен, что магия у Толкина не формализована, там нет науки и технологии волшебства. Но тем не менее для эльфов, а уж тем более для валар и майар мир куда менее волшебен, в нём меньше чуда, чем для людей, гномов или хоббитов.
Для Фродо и Сэма зеркало Галадриэль - магия. Для неё самой - полезный инструмент, позволяющий заглянуть в себя и увидеть что-то важное.
А Кольца власти вполне себе повторяли, так уж-то. Эльфы наделали их десятки, пока практиковались в ремесле, и потом ещё девятнадцать, когда основательно взялись за дело.
> А Кольца власти вполне себе повторяли, так уж-то.
Можно воспроизвести веб-сервер, но трудно воспроизвести начинку закрытых от внешнего доступа серверов военных.
Т.е. разница именно в асимметрии (в нашем мире она защищена силой, дефицитом информации и и.п., в мире ВК - положением мастера на онтологической лестнице по близости к Творцу).
Т.о. для такой магии есть "достойные" и аутсайдеры. Толкин описывал, что происходит с волшебными вещами у аутсайдеров: они обжигают их (будь то лембас у Горлума и орков или Сильмарилл у Маэдроса и Моргота).
Imho, отличие технологии от магии в том, что её может воспроизвести любой, кто последует стабильному рецепту. Притом, если трактовать в рамках цитаты Кларка, достаточно сложная технология может быть заперта от профанов трудностью познания устройства мира, которое использовано для манипуляции материей в основе этой техники.
Imho, отличие технологии от магии в том, что её может воспроизвести любой, кто последует стабильному рецепту.
Во многих сеттингах именно так и устроена магия - её может воспроизвести любой, кто сумеет последовать стабильному рецепту. Просто в рецепт магии, как правило, входят не только правильные действия, но и непременный катализатор волшебства, без которого всё остальное не имеет смысла.
Весьма часто катализатором оказывается сам волшебник - заклинание должен произносить некто с врождённым даром, иначе ничего не выйдет. Но не всегда. Бывают катализаторы-предметы - книги, например. Бывают катализаторы-места. Бывают катализаторв-существа - чтобы творить магию, нужно заручиться поддержкой духа, феи, джинна и т.д. Наконец, самый частый катализатор в современной литературе - "магическая энергия", добываемая из любого источника.
Но если такой катализатор у тебя есть - магия так же предсказуема, как и любая другая технология.
Именно поэтому катализатор и низводят весьма часто до банального источника магической энергии. Как в том же "Тайном Городе", где магия окончательно превратилась в инопланетную технологию в самом буквальном смысле.
Если заклинание должен произносить некто с врождённым даром, рождённый тогда-то и там-то, с таким-то именем, то такая магия, конечно, более-менее предсказуема, но невоспроизводима другими. А личность волшебника - тот ещё катализатор во многих сеттингах.
Всё-таки, как правило, не личность, а дар, который у всех волшебников более-менее одинаков.
Не только в ролевых играх, но и в литературе у волшебников часто бывает, скажем, корпус стандартных заклинаний, который все изучают. Один волшебник когда-то придумал - любой волшебник может впоследствии воспроизвести.
Если Вы попытаетесь произвести взрывчатку по стабильному рецепту, используемой на практике, то, скорее всего, убьётесь или покалечитесь. То же самое - с ядовитвми веществами.
Допустим, в неком мире совместно живут люди и сауриалы, происходящие от ящеров. Тогда вполне могут существовать яды, в т.ч. и кожного действия, поражающие только одну расу и не вредящие другой.
Различие в восприимчивости к повреждения м.б. как врождённым (генетически обусловленным), так и приобретённым. Человек при иниции вампиром становится вампиром; при этом в тело попадает некая протоплазма, которая даёт как бонусы, так и уязвимости.
Так что ядовитость лембасов для некоторых существ не так уж волшебна.
Разница между искусством и технологией не так уж чётка. Есть Мона Лиза, а есть портреты, которые любой арбатский художник рисует по десятку в день. Есть сильмарилы, которые даже сам Феанор не берётся повторить, а есть те же плащи или верёвки, производимые в промышленных масштабах.
Утрата технологий хорошо известна iRL. Римские технологии строительства дорог были превзойдены только в 19-м веке. Технологии изготовления space shuttle утрачены. Технологии доставки людей на Луну утраченны (а может, люди на Луну никогда не летали). Аналогично могли быть утраченны и технологии изготовления сильмариллов. А может, при их изготовлении использовались уникальные природные камни; или часть работы сделало животное, ныне вымершее.
В "ГП" есть много архиполезных артефактов, которые колдуны не могут воспроизвести. Например, карта мародёров.
Всё-таки в фэнтези чаще магия это не наука, а некое Искусство или Ремесло (с большой буквы, дабы подчеркнуть её значимость в сравнении с другими искусствами и ремеслами). Эльфы у Толкиена понимали, в общих чертах, как работают сильмариллы, палантиры или кольца власти, но не могли повторить их, поставить производство на поток, поскольку каждый из этих артефактов был шедевром великого волшебника, впитавшим частицу его сущности, тайного пламени его души, подаренного ему Эру Илуватаром. Т.е. неформализованная система, опирающаяся на интуицию и личные качества мастера, знания, которые нельзя передать через систему массового образования.
Разумеется, когда фэнтези эволюционировало до Хогвартса, как справедливо стебался Юдковский, настало время говорить о сверх-волшебниках и сверх-волшебстве - обычное потеряло свою волшебность.
Reply
Согласен, что магия у Толкина не формализована, там нет науки и технологии волшебства. Но тем не менее для эльфов, а уж тем более для валар и майар мир куда менее волшебен, в нём меньше чуда, чем для людей, гномов или хоббитов.
Для Фродо и Сэма зеркало Галадриэль - магия. Для неё самой - полезный инструмент, позволяющий заглянуть в себя и увидеть что-то важное.
А Кольца власти вполне себе повторяли, так уж-то. Эльфы наделали их десятки, пока практиковались в ремесле, и потом ещё девятнадцать, когда основательно взялись за дело.
Reply
> А Кольца власти вполне себе повторяли, так уж-то.
Можно воспроизвести веб-сервер, но трудно воспроизвести начинку закрытых от внешнего доступа серверов военных.
Т.е. разница именно в асимметрии (в нашем мире она защищена силой, дефицитом информации и и.п., в мире ВК - положением мастера на онтологической лестнице по близости к Творцу).
Т.о. для такой магии есть "достойные" и аутсайдеры. Толкин описывал, что происходит с волшебными вещами у аутсайдеров: они обжигают их (будь то лембас у Горлума и орков или Сильмарилл у Маэдроса и Моргота).
Imho, отличие технологии от магии в том, что её может воспроизвести любой, кто последует стабильному рецепту. Притом, если трактовать в рамках цитаты Кларка, достаточно сложная технология может быть заперта от профанов трудностью познания устройства мира, которое использовано для манипуляции материей в основе этой техники.
Reply
Imho, отличие технологии от магии в том, что её может воспроизвести любой, кто последует стабильному рецепту.
Во многих сеттингах именно так и устроена магия - её может воспроизвести любой, кто сумеет последовать стабильному рецепту. Просто в рецепт магии, как правило, входят не только правильные действия, но и непременный катализатор волшебства, без которого всё остальное не имеет смысла.
Весьма часто катализатором оказывается сам волшебник - заклинание должен произносить некто с врождённым даром, иначе ничего не выйдет. Но не всегда. Бывают катализаторы-предметы - книги, например. Бывают катализаторы-места. Бывают катализаторв-существа - чтобы творить магию, нужно заручиться поддержкой духа, феи, джинна и т.д. Наконец, самый частый катализатор в современной литературе - "магическая энергия", добываемая из любого источника.
Но если такой катализатор у тебя есть - магия так же предсказуема, как и любая другая технология.
Reply
Т.е. упор в цитате скорее на слове "любой", а не на "по стабильному рецепту".
Наличие катализатора (в т. ч. разумного), по сути, это и есть критерий перевода внутрь круга посвящённых.
Reply
Именно поэтому катализатор и низводят весьма часто до банального источника магической энергии. Как в том же "Тайном Городе", где магия окончательно превратилась в инопланетную технологию в самом буквальном смысле.
Reply
Reply
Всё-таки, как правило, не личность, а дар, который у всех волшебников более-менее одинаков.
Не только в ролевых играх, но и в литературе у волшебников часто бывает, скажем, корпус стандартных заклинаний, который все изучают. Один волшебник когда-то придумал - любой волшебник может впоследствии воспроизвести.
Reply
Reply
Reply
Но инсайдерам даже не нужно соблюдать технику безопасности: Солнце или лембас им не причиняют такого же дискомфорта, как аутсайдерам.
Т.е. конструктивно такое разделение отличается от взрывчатки, которая будет одинаково калечить всех.
Ср. упоминание в мифах, что Локи не трогало пламя, потому что он был его хозяином.
Reply
Различие в восприимчивости к повреждения м.б. как врождённым (генетически обусловленным), так и приобретённым. Человек при иниции вампиром становится вампиром; при этом в тело попадает некая протоплазма, которая даёт как бонусы, так и уязвимости.
Так что ядовитость лембасов для некоторых существ не так уж волшебна.
Reply
Reply
Аналогично могли быть утраченны и технологии изготовления сильмариллов. А может, при их изготовлении использовались уникальные природные камни; или часть работы сделало животное, ныне вымершее.
В "ГП" есть много архиполезных артефактов, которые колдуны не могут воспроизвести. Например, карта мародёров.
Reply
Leave a comment