в общем мысль такая. что все материальные вещи имеют своего двойника в том мире. отсюда и ценности в местах захоронения. возможно через какое то время можно их забирать.
но так же есть еще один вариант. отношение к потомкам скорее всего тоже меняется. ранее дети - это отдельные души, которые с отцом связаны только через тело. реинкарнация и все такое. собственно во многом чужие люди.
а в позднее время - больше материального. в том плане что останутся от человека дети и вот это и есть наследие.
Вероятно тогда, что в соответствии с марксистским учением так сложились объективные исторические обстоятельства :-) Богатства оказались намного нужнее живым, а культурная традиция постепенно подстроилась.
Есть такое подозрительно непереводимое слово sustainable, ага. Хоронить ништяки вместе с людьми можно пока ты живёшь в неисчерпаемом исекае, где монстры и лут сами спавнятся, стоит только отвернуться. А когда у мира находятся границы, оказывается что всех в нём много, а вот всего - мало.
Если верить традиционному японскому нарративу, в курганы раннеяпонской аристократии клали тонны погребального инвентаря и живых слуг в придачу. Конкретно эти курганы сейчас не раскопаны (и едва ли будут раскопаны без существенных изменений современного японского менталитета), но были раскопаны некоторые поздние - и там в качестве погребального инвентаря обычно лежали керамические предметы-заместители ханива в виде статуэток солдат, слуг и животных, моделей построек, etc. При этом вся эпоха, в ходе которой предки японцев использовали такой тип захоронения, заняла примерно 250-300 лет.
До этого, в Китае (откуда, вероятно, в Японию и пришла традиция хоронить аристократов в курганах) наблюдается похожая эволюция: если первоначально всех аристократов хоронят со слугами, колесницами, лошадьми и сокровищами, etc, то через несколько веков такая форма захоронения сохраняется только для императоров, а во всех остальных случаях в могилу обычно кладутся примерно такие же предметы-заместители, плюс, изредка, мелкие личные вещи.
И так практически везде, хотя в очень разном темпе.
С человеческими жертвоприношениями было примерно так же. Вначале отдавали лучших из своих. Затем - пленников-чужаков. Затем - осуждённых преступников. Наконец - символические замещения.
Иногда сразу переходили от первой стадии к последней (славяне Руси, например, сделали это задолго до принятия христианства - людей жертвовали только по особым случаям, а обычно сжигали или топили соломенную куклу).
Предметы-заместители - это компромисс между необходимостью отправить в загробный мир тучу полезняшек и жадностью домовитостью, не позволяющей замуровывать ценный инвентарь. В той же Хакасии у тагарцев ещё в III веке до н.э. появились. Но сама необходимость под сомнение не ставилась, судя по содержимому курганов.
Мне кажется, да, это явления одного порядка. Такие свадьбы (а они были в обычае что у казаков, что на Кавказе, что у русских во многих областях, да и сейчас много где) - своего рода аналог индейского потлатча. Пир на весь мир, во время которого ты должен раздать всё своё богатство.
Comments 84
Reply
В каком-то смысле да. По наследству передавали земли и верных людей - а это и был главный источник богатства для любого правителя.
Reply
Земли вот обычно больше нескольких квадратных метров на могилу не тратили, хотя тоже всякое бывало.
Reply
Верные люди сами в могилу могли положить.
Reply
Reply
Или наоборот. Ведь поговорка "богатство с собой на тот свет не заберёшь" как раз и маркирует этот самый переход...
Reply
Расчет что в том мире будет копия материального.
Reply
вот. я у компа.
в общем мысль такая. что все материальные вещи имеют своего двойника в том мире. отсюда и ценности в местах захоронения. возможно через какое то время можно их забирать.
но так же есть еще один вариант.
отношение к потомкам скорее всего тоже меняется. ранее дети - это отдельные души, которые с отцом связаны только через тело. реинкарнация и все такое. собственно во многом чужие люди.
а в позднее время - больше материального. в том плане что останутся от человека дети и вот это и есть наследие.
Reply
Вероятно, связано это с христианскими представлениями о том свете.
Reply
В том-то и дело, что не только с христианскими. Это по всему миру рано или поздно начиналось.
Reply
Вероятно тогда, что в соответствии с марксистским учением так сложились объективные исторические обстоятельства :-)
Богатства оказались намного нужнее живым, а культурная традиция постепенно подстроилась.
Reply
Reply
Если верить традиционному японскому нарративу, в курганы раннеяпонской аристократии клали тонны погребального инвентаря и живых слуг в придачу. Конкретно эти курганы сейчас не раскопаны (и едва ли будут раскопаны без существенных изменений современного японского менталитета), но были раскопаны некоторые поздние - и там в качестве погребального инвентаря обычно лежали керамические предметы-заместители ханива в виде статуэток солдат, слуг и животных, моделей построек, etc. При этом вся эпоха, в ходе которой предки японцев использовали такой тип захоронения, заняла примерно 250-300 лет.
До этого, в Китае (откуда, вероятно, в Японию и пришла традиция хоронить аристократов в курганах) наблюдается похожая эволюция: если первоначально всех аристократов хоронят со слугами, колесницами, лошадьми и сокровищами, etc, то через несколько веков такая форма захоронения сохраняется только для императоров, а во всех остальных случаях в могилу обычно кладутся примерно такие же предметы-заместители, плюс, изредка, мелкие личные вещи.
Reply
И так практически везде, хотя в очень разном темпе.
С человеческими жертвоприношениями было примерно так же. Вначале отдавали лучших из своих. Затем - пленников-чужаков. Затем - осуждённых преступников. Наконец - символические замещения.
Иногда сразу переходили от первой стадии к последней (славяне Руси, например, сделали это задолго до принятия христианства - людей жертвовали только по особым случаям, а обычно сжигали или топили соломенную куклу).
Reply
> Вначале отдавали лучших из своих. Затем - пленников-чужаков.
Там между ними ещё вольнонаёмные были. То есть, уже не лучшие, но ещё не пленники, а добровольцы.
Reply
Предметы-заместители - это компромисс между необходимостью отправить в загробный мир тучу полезняшек и жадностью домовитостью, не позволяющей замуровывать ценный инвентарь. В той же Хакасии у тагарцев ещё в III веке до н.э. появились. Но сама необходимость под сомнение не ставилась, судя по содержимому курганов.
Reply
Reply
Мне кажется, да, это явления одного порядка. Такие свадьбы (а они были в обычае что у казаков, что на Кавказе, что у русских во многих областях, да и сейчас много где) - своего рода аналог индейского потлатча. Пир на весь мир, во время которого ты должен раздать всё своё богатство.
Reply
Reply
Leave a comment