Языческие инквизиторы

Aug 02, 2023 11:21

Уважаемый aikr - один из давних и любимых моих собеседников - в разговоре высказал вот какую мысль:

Можно сколько угодно рассуждать о тёмных и невежественных толпах, которые боятся всего непонятного, но здравый смысл и опыт подсказывают - никто не будет преследовать магов только за то, что они могут творить чудеса.Ой ли? Мне как раз казалось, что ( Read more... )

сила слова, история магии

Leave a comment

77dmk August 2 2023, 11:33:12 UTC
"- С помощью этой машины, - начал объяснять Пониц, опустив руку на главную камеру и чуть поглаживая ее твердые, круглые бока, - я могу превратить железо, которым вы пренебрегаете, в золото высшей пробы. Это единственное известное человеку устройство, превращающее железо, обыкновенное железо, Ваше Святейшество, в сверкающее, полновесное, желтое золото.
Пониц почувствовал, что речь его не удалась. Обычно, расхваливая свой товар, он говорил красиво и убедительно, как по-писанному; впрочем, его Святейшество интересовала не форма, а содержание.
- Ах, так? Трансмутация. И прежде находились болваны, утверждавшие, что владеют ею. Они поплатились за святотатство.
- Но они добились успеха?
- Нет, - ответил Великий Магистр, все же несколько заинтригованный. - Успех в получении золота был бы преступлением со смягчающими обстоятельствами. Роковой является неудачная попытка."
Айзек Азимов "Фонд"

"Но евреи, как мужчины, так и женщины, знали медицинскую науку во всех ее разновидностях и практиковали с таким успехом, что в случаях тяжких ран или болезней тогдашние монархи и могущественные бароны нередко обращались за помощью к тому или другому мудрецу этого презираемого племени. Еврейские врачи нимало не теряли от того обстоятельства, что среди христиан существовало тогда убеждение, будто бы еврейские раввины имели глубокие познания в колдовстве и особенно в кабалистике, самое название которой произошло от таинственной науки израильских мудрецов. Раввины и не опровергали слухов о своих сношениях со сверхъестественными силами, потому что, с одной стороны, такая молва ничего не прибавляла (да и можно ли было что-либо еще прибавить!) к той ненависти, которую питали к их национальности, но, с другой стороны, за это к ним относились с меньшим презрением. Еврейского чародея можно было ненавидеть не меньше, чем ростовщика из евреев, но нельзя было обходиться с ним так же презрительно. Впрочем, принимая во внимание некоторые изумительные случаи исцеления ими различных болезней (случаи, занесенные в летописи), можно предполагать, что евреи действительно обладали тайнами врачевания, которые передавали друг другу из рода в род, но тщательно скрывали их от христиан, среди которых жили, по весьма понятному духу обособленности, вытекавшему из их положения гонимой национальности."
Вальтер Скотт "Айвенго"

Так что добавлю третий вариант: преследовали не за "возможность творить чудеса" и не за "творит безнравственные чудеса", а за "НЕ творит чудеса - которые обещает", либо же "творит ЛЖЕчудеса - а на самом деле либо просто жульничает, либо жульнически же пользуется технологией"; в любом случае - за обманутые ожидания...

Reply

anairos August 2 2023, 11:45:51 UTC

Это уже совершенно другая история.

В том посте, где был процитированный комментарий, мы обсуждали часто встречающийся в фэнтези мотив: в мире, где есть активные действующие маги, в то же время есть церковь, которая их преследует.

Обычно авторы чисто механически вставляют его в свои произведения, даже не задумываясь, как такое может быть.

Ну а в нашей с вами реальности - да, со временем преследовать (или, по крайней мере, осуждать) магов начали за то, что те приписывают себе чудотворную силу, которой в действительности не обладают.

Reply

77dmk August 2 2023, 12:33:13 UTC
мы обсуждали часто встречающийся в фэнтези мотив
Ну а в нашей с вами реальности

В фентезях - тоже:

"- Полно, полно, будь отважен, будь мужчиной! Расскажи мне все, мой славный мальчик! - Он колебался между желанием рассказать и страхом; затем он подкрался к двери, выглянул, прислушался, наконец подошел ко мне вплотную, нагнулся к самому моему уху и сообщил мне ужасную тайну; он ежился от страха, словно говорил о вещах, одно упоминание о которых грозит смертью.
- Мерлин, полный злобы, оплел чарами эту темницу, и теперь во всем королевстве не найти столь отчаянного человека, который согласился бы перешагнуть ее порог вместе с тобою! Ну вот, я все тебе сказал, и да спасет меня господь! Ах, будь добр ко мне, будь милосерд к несчастному мальчику, который пожелал тебе блага, - ибо если ты выдашь меня, я пропал!
Давно уже я так от души не смеялся. Я закричал:
- Мерлин оплел чарами темницу! Мерлин, вот оно что! Этот дешевый старый обманщик, этот болтливый старый осел! Вздор, чистейший вздор, глупейший вздор на свете! По-моему, из всех ребяческих, идиотских, дурацких и трусливых суеверий это самое… Да ну его к черту, этого Мерлина!
Не успел я кончить, как Кларенс уже стоял передо мной на коленях; он, казалось, обезумел от страха.
- О, берегись! Твои слова ужасны! Если ты будешь так говорить, эти стены могут обрушиться и задавить нас. О, отрекись от своих слов, пока еще не поздно!
Этот странный испуг навел меня на размышления и внушил хорошую мысль. Если все здесь столь же честно и добросовестно, как Кларенс, верят в жульнические проделки Мерлина и так его боятся, так почему бы умному человеку вроде меня не воспользоваться своими преимуществами? Я стал размышлять и выработал план действий."
Марк Твен "Янки при дворе короля Артура"

"Наконец колдунья заговорила негромко, но так, что задрожали стены:
- Какой чародей привел меня в этот мир?
- Э… э… хм… мэм, - пролепетал дядя, - чрезвычайно польщен… премного обязан… почитаю за честь… э… э… э…
- Где чародей? - крикнула королева. - Отвечай, дурак!
- Э… э… это я, мэ-э-эм, - отвечал дядя. - Надеюсь, вы простите этих мерзких детей. Поверьте, я ни сном, ни духом…
- Ты - чародей? - переспросила королева, сделала один огромный шаг, схватила старика за седые лохмы и откинула назад его голову. Лицо его она изучала долго, как лицо Дигори. Дядя моргал и нервно облизывал губы. Когда, насмотревшись, она отпустила его, он стукнулся спиной о стену.
- Так, - сказала она. - Чародей… своего рода. Стой прямо, пес! Помни, перед кем стоишь. Кто научил тебя колдовству? Королевской крови в тебе нет.
- Э… а… не то, чтобы королевской… - забормотал дядя. - Но мы, Кеттерли, древнего рода, старый, знаете ли, род… из Дорсетшира…
- Хватит! - сказала колдунья. - Я знаю, кто ты. Ты мелкий колдун-недоучка, и колдуешь ты по книгам. В сердце твоем и в крови нет колдовского дара. Там, у себя, я управилась с такими тысячу лет назад. Здесь - разрешу тебе служить мне."
Клайв Стейплз Льюис "Племянник чародея"

Reply


Leave a comment

Up