Среди многочисленных фанатских теорий, возникающих вокруг любого незаурядного произведения, есть одна достаточно мрачная - но неизменно популярная
( Read more... )
Примечательно исключение в виде «Хоттабыча» , где джин , как раз, ничего не поменял в советской действительности кроме внесения небольшого хаоса, но зато сам растворился в ней и стал обычным человеком. В глазах Лагина, рационалистический Союз оказывается более волшебным, более совершенным, чем древня эпоха царя Соломона и восточных сказок.
А эта инверсия вообще характерна для советского искусства. Там и советский пионер, попав в сказочное время, оказывается тем самым пришельцем из волшебного мира, взламывающим существующий порядок. "Ивашка из Дворца пионеров", "Новогодние приключения Маши и Вити", "Там, на неведомых дорожках", "Новый Гулливер", "Заповедник сказок" (ну ок, Алиса Селезнёва - не советская пионерка, но вы меня поняли). Множество таких примеров.
И как следствие - невероятная популярность в пост-советской среде - попаданчества и альтернативной (практически всегда слепленной безграмотно и по произволу) истории.
Совершенно по-разному. Японский попаданец всегда попадает в "настоящий" мир и действует там может эффективно из-за личной исключительности, но по его законам. Мир попадания может быть узковат (один континент из пяти стран), но исключительно по лени самого автора. Попаданец советский попадает в мир выдуманный, ограниченный, легко перевыдумывает его под свои представления. Этот мир существует только в поле зрения попаданца, не более того.
Вот всегда удивляло. Если действуешь по его законам мира, то какой же ты тогда попаданец? Попаданец не может действовать по законам мира, в который попадает. Черт в нашем мире именно попаданец, он волшебный/демонический. И тем отличен. А если он выглядит как местный, говорит как местный, ведёт себя как местный, то он местный и есть.
Элементарно, миров много разных. Если ты попал из одного в другой, значит попаданец. По законам этого мира ты действуешь, но сам от местных чем-то отличаешься. Иногда чужеродной полубожественностью, иногда лишь идейками. Впрочем да, исекай и чистое фэнтези у японцев не взаимоисключающие жанры, в отличие от советского попаданченства. Иногда в исекае попаданчество героя пишется лишь для галочки, один раз в комментариях, и больше никогда не вспоминается. Нередко фэнтези (Убийцу Гоблинов например) обзывают исекаем ошибочно, за совпадение лишь 98% элементов. Чёрт не совсем попаданец, чёрт пришелец, посетитель, мироходец. Разница в намерении и неизбежности. Одно дело попасть и сражаться за выживание, обычно даже без надежды вернуться, немного другое в приключение влезть и вылезть. На двадцать минут.
Если заставляешь героя мимикрировать под местных, бери героя-местного. Я к тому, что инаковость попаданца надо обыгрывать, иначе он не нужен. Местный справится лучше. Местный во всём лучше попаданца, кроме того, что даёт инаковость попаданца. Потому нелепо попаданцу подстраиваться под мир, он в том заведомо проигрывает местным.
Мимикрировать и "местный лучше попаданца" - это опять идеи из советского попаданчества, только уже из его деконструкции. То попаданец может любого местного расточить клубами логики, а то любой местный попаданца. В любом случае одна из сторон должна исчезнуть, вместо цикла романов получается анекдот И. Кошкина. В исекае же история как раз строится на том, что попаданец крут, но наивен. Или наоборот слаб, но хитрожоп. А в идеале оба сразу, с разных сторон, как в Девочке-Библиарие. Куча колдунской силы и прогрессорские идейки против незнания местных интриг и недоразвитого тела. Когда местный ВНЕЗАПНО ведёт себя как совершенно неместный, получается тоже странно. И даже непонятно, должно ли это быть странно по замыслу, или потому что автор не справился, базовой странности сеттинга же мы изначально не знаем. А когда местный ведёт себя как местный, есть риск получить либо банальное произведение в пустом антураже, либо Гамлета у бушменов.
Reply
А эта инверсия вообще характерна для советского искусства. Там и советский пионер, попав в сказочное время, оказывается тем самым пришельцем из волшебного мира, взламывающим существующий порядок. "Ивашка из Дворца пионеров", "Новогодние приключения Маши и Вити", "Там, на неведомых дорожках", "Новый Гулливер", "Заповедник сказок" (ну ок, Алиса Селезнёва - не советская пионерка, но вы меня поняли). Множество таких примеров.
Reply
Reply
Ну не знаю. Попаданчество, по-моему, в Японии сейчас популярнее, чем у нас.
Хотя да, если подумать, выглядят они по-разному...
Reply
Reply
Вот всегда удивляло. Если действуешь по его законам мира, то какой же ты тогда попаданец? Попаданец не может действовать по законам мира, в который попадает. Черт в нашем мире именно попаданец, он волшебный/демонический. И тем отличен. А если он выглядит как местный, говорит как местный, ведёт себя как местный, то он местный и есть.
Reply
Чёрт не совсем попаданец, чёрт пришелец, посетитель, мироходец. Разница в намерении и неизбежности. Одно дело попасть и сражаться за выживание, обычно даже без надежды вернуться, немного другое в приключение влезть и вылезть. На двадцать минут.
Reply
Если заставляешь героя мимикрировать под местных, бери героя-местного. Я к тому, что инаковость попаданца надо обыгрывать, иначе он не нужен. Местный справится лучше. Местный во всём лучше попаданца, кроме того, что даёт инаковость попаданца. Потому нелепо попаданцу подстраиваться под мир, он в том заведомо проигрывает местным.
Reply
В исекае же история как раз строится на том, что попаданец крут, но наивен. Или наоборот слаб, но хитрожоп. А в идеале оба сразу, с разных сторон, как в Девочке-Библиарие. Куча колдунской силы и прогрессорские идейки против незнания местных интриг и недоразвитого тела.
Когда местный ВНЕЗАПНО ведёт себя как совершенно неместный, получается тоже странно. И даже непонятно, должно ли это быть странно по замыслу, или потому что автор не справился, базовой странности сеттинга же мы изначально не знаем. А когда местный ведёт себя как местный, есть риск получить либо банальное произведение в пустом антураже, либо Гамлета у бушменов.
Reply
Я о другом. Странно, что не понимаете.
Reply
Reply
Leave a comment