Один из моих постоянных уважаемых собеседников высказал под недавним постом комментарий, который заставил меня призадуматься:
deadkitten: Для меня это перекликается с японскими кулинарными книгами позднего средневековья. БОльшая часть описанных там блюд малосъедобны, некоторые так и вообще невозможно приготовить. Назначение этих сборников - чтобы индустриализированный самурай класса "Акакий Акакиевич", поужинав в своей комнатушке онигири (то есть, куском риса с травой), провёл вечер за приятным чтением о правилах изысканной кулинарии.
Вот многие (печатные) сборники магических рецептов ИМХО тоже вообще не для практики, они чтобы восторженные романтические юноши читали и преисполнялись... :)
Профдеформация - страшная штука. Моя мысль шла прямо противоположным образом. Идея, что многие магические руководства предназначались только для чтения, а вовсе не для практики, мне уже давно казалась банальной и самоочевидной. А вот кулинарная книга для чтения, а не для готовки... Всё-таки есть в японцах то же благородное безумие, что и в нас.
Книги, повествующие о волшебстве и чудесах, можно условно раскидать по спектру сцепления с реальностью.
С одного конца будет чистое фэнтези. Миры, которые оно описывает, совершенно не похожи на наш, живут по иным законам. Если эти книги хорошо написаны, их можно - и нужно - с интересом читать и получать удовольствие, но ожидать от них чего-то большего было бы странно.
С другого конца будут книги, погружающие в настоящее волшебство. Они настраивают ум на ощущение чуда. Они обучают ритуальной практике. Они подсказывают сильные образы, символы и жесты, которые можно в неё включить. Они тоже могут - а в идеале и должны - быть интересным чтением, но практикующий маг способен извлечь из них максимальную пользу.
Так вот - место книги на этой шкале совершенно не зависит от того, как её позиционировал автор и что он задумывал сочинить.
Японский лайт-роман «Индекс волшебства» стоит куда ближе к настоящей магии, чем труды Папюса или даже Кроули. Да, это книга, в которой ангелы создают на небе новые созвездия, волшебники ведут сражения на летающих крепостях, а английская королевская семья владеет магическим мечом по имени Куртана и командует отрядом рыцарей-магов. И ещё там есть город, где из детей выращивают эсперов со сверхспособностями, а руководит этим городом бессмертный маг, отказавшийся от магии. В общем, аниме во весь рост.
Но если вы продерётесь через своеобразный язык этой книги - вы найдёте настоящий компендиум магических техник и образов с ясными, доходчивыми инструкциями по их использованию. Разумеется, результаты, которых вы достигнете, будут не столь зрелищны. Но методы там чаще всего вполне реалистичные.
А с другого конца будут произведения противоположного склада. Это чистое фэнтези, но претендующее быть учебником колдовства.
Когда я думаю о таких, то вспоминаю не античные папирусы и не гримуары 18-19 столетия, а времена куда более близкие. В перестройку и в девяностые толпы авторов, которые не умели или не хотели писать качественное фэнтези, пытались продавать свои творения как эзотерику.
Владимир Мегре. Дуся Марченко. Борис Моносов. Владимир Шемшук. Георгий Сидоров. Вадим Шлахтер и Юрий Хольнов. Николай Кудряшов. Это самые известные и успешные, а полный список идёт на десятки, если не сотни.
Мне особенно запомнилось произведение под названием «Вивельгар. Тайная книга магов». Авторы (их там двое) на голубом глазу утверждали, что у славян многие века существовала собственная магическая система - луггарство. Это была «материалистическая магия», основанная на овладении собственным духом. Её тайны были записаны в «Болотной книге», которую безуспешно искал ещё Пётр Первый. А авторы, стало быть, нашли.
Славянский колорит не должен вас обманывать - это произведение вообще никак не связано с неоязычеством. Рецепт «луггарства» достаточно прост. Берём бульварную эзотерику с её астралом, лярвами, энергуйством и подобными вещами, и присыпаем сверху мифами и легендами собственного сочинения. По вкусу можно добавить немножко народных заговоров и обрядов - добавив к ним опять же сочинённые самостоятельно.
Авторы придумали такие дивные «славянские» словеса, как «чарон», «ведьмаг» и, конечно же, «луггар» - тонкий магический мир между миром людей и миром духов, откуда исходит вся сила и всё знание.
Чтобы стать чароном (боевым магом), нужно было провести ночь в лесу у костра, а под утро, когда костёр догорит, взять в руку раскалённый уголь и крепко сжимать, пока он не погаснет. Тогда сила огня передастся тебе.
Если вы скривились, едва представив этот «ритуал» и его последствия - поздравляю, у вас всё в порядке с головой. Впрочем, у авторов, скорее всего, с головой тоже всё было в порядке - они и не рассчитывали, что всё это экзотическое славянство кто-то будет всерьёз практиковать. Его нужно было просто читать - и проникаться мощью и пафосностью предков.
Это вам не снежинку в ладонь ловить.