May 26, 2022 16:53
Этот пост был опубликован 6 лет назад. Как давно это было...
Как водится, сейчас я уже сам согласен не со всем, что написал тогда, а кое-что выразил бы по-другому. Но основные мысли мне по-прежнему представляются, как минимум, интересными.
буддизм,
религиозные штудии,
минутка воспоминаний,
христианство
Leave a comment
Ну, типа, религиозных войн там не особо было. Единственное исключение - это школа Джонанг, в остальном несмотря на разность терминологии и концепций воинственные тибетцы таки ухитрялись избегать казней еретиков. И не только между буддистами. но и бонцы вполне себе существовали всю дорогу. Дхармические религии намного более веротерпимы, сравнительно с авраамическими, это факт. И таки да, намного более концептуально проработаны, как в плане вероучения, так и в плане аскетических практик.
Reply
По моему опыту, почти все, кто так говорит, имеют довольно-таки слабое представление о богатстве вероучения и аскетических практик авраамических религий :)
Reply
Но я, типа, ещё и конкретно в Ваджраяне относительно неплохо разбираюсь (относительно а не экспертно - потому что не владею тибетским, и опираюсь только на русские и английские переводы). А так, мои основные специализации (далеко за пределами стандартного курса семинарии) - это как раз аскетика, каноническое право и экклезиология. ))
Reply
Вам теперь осталось основательно проштудировать каббалу и суфизм, чтобы иметь возможность столь же авторитетно говорить обо всех вообще авраамических религиях, а не только о христианстве.
Reply
Reply
На самом деле всё было несколько сложнее. Суфии действительно кое-что заимствовали у натхов, но и сами, в свою очередь, активнейшим образом повлияли на индийскую религию. Бхакти, особенно его северный вариант - чистой воды суфизм, только с поклонением иному Возлюбленному.
И да, суфизм был там первым - он пришёл в Индию лет на сто раньше, чем там на его основе развилось бхакти.
Reply
Reply
Суфизм возник в начале 9 века, а в Индию добрался в 12, будучи уже полностью сложившейся традицией со своими понятиями, практиками и даже литературным жанром.
Прошло двести лет - и на севере Индии появилось бхакти, полностью перенявшее у суфизма всё, вплоть до той самой литературы: поэзия бхактов идентична суфийской с точностью до имени Возлюбленного. А в суфизме, в свою очередь, появились дыхательные упражнения и практика сосредоточения на "точках"-латаиф, заимствованные у йогов-натхов.
Кстати, одновременно и у суфиев, и у бхактов появился новый агиографический жанр: праведник посрамляет йога-чудотворца, показывая, что способности, заработанные аскезой и самосовершенствованием, ничего не стоят перед чистой преданностью Богу.
Читать эти истории особенно занимательно в свете того, что многие известные натхи были одновременно и бхактами, так что один и тот же персонаж в разных историях выступает то в качестве посрамляемого, то в качестве посрамителя.
Reply
Reply
Reply
По поводу "йогических методов только в Индии" сами суфии говорят, что некоторые техники домусульманские и вообще берут начало в Египте.
Reply
Я же считаю самой логичной версию, что и то, и другое выросло из общего корня в результате взаимодействия ислама и буддизма. Суть у них, как вы сами пишете, одна, основная разница в терминологии.
Reply
Ну и мы говорим не "всё", а "влияние". Наоборот брать там как бы, ну, по большому счёту нечего.
"Суть одна" ээээ нет, я пишу не это.
Вот, вспомнил, А.Берзин кое-что ещё по этому поводу сказал:
https://studybuddhism.com/ru/prodvinutyy-uroven/istoriya-i-kultura/buddizm-i-islam/svyaz-buddizma-i-sufizma
Reply
сами суфии говорят, что некоторые техники домусульманские и вообще берут начало в Египте.
Я один вижу тут противоречие?
Reply
Про латаиф я, кстати, был уверен, что это их ээээ оригинальная разработка, а не натховское влияние, потому что там горизонтальные движения и вообще не особо бьётся с индийскими системами каналов и чакр.
Reply
Работа, кстати, посвящена как раз историям о посрамлении йогов-чудотворцев. Для меня оказалась весьма интересным чтением, особенно потому, что я непроизвольно сравнивал эти истории с христианскими аналогами.
Reply
Leave a comment