Среди всех магических техник, которыми мне доводилось пользоваться, самая действенная, насколько я могу судить - техника отказа.
Я особенно горжусь ею, потому что додумался до неё сам, на основании собственных теоретических изысканий. Ни в одном источнике, что мне встречались, не было и намёка на что-то подобное.
Разумеется, это не значит, будто я её открыл или изобрёл. В магии невозможно создать что-то принципиально новое. Всё, что ты можешь придумать, уже практиковали раньше, и хорошо ещё, если не со времён древнего Шумера. Наверное, поэтому маги, в отличие от всех прочих, так не любят претендовать на первенство - наоборот, любое нововведение в магии обычно маскируется под заново открытую древнюю премудрость.
Тем более если речь идёт о чём-то настолько элементарном. По сути, я использую в своих целях технику сглаза. Но, повторю, мне нигде не попадалось никаких подсказок, что такое вообще возможно, и я действовал с нуля.
Суть этой техники полностью изложена в названии. Но чтобы это название стало понятнее, придётся пояснить, что такое отказ.
Говорят, что истинная свобода - не возможность делать то, что хочешь, а возможность НЕ делать то, чего НЕ хочешь. Но эта формулировка прискорбно неточна и вводит в заблуждение.
Очень легко не делать того, чего не хочешь - если тебя никто не заставляет. Намного труднее отказаться от нежеланного, когда тебя толкают в эту сторону. И ещё труднее - если в тебе самом есть что-то, что побуждает тебя поступить так.
Отказ - это отрицательный выбор. Выбор не идти туда, куда тебя влечёт - неважно, внешняя сила или внутренняя.
В отказе проявляется воля. Иногда говорят, что воля позволяет сделать выбор, но я говорю, что воля позволяет прежде всего отказаться. Если выбор сделан, а отказа не было, то и воля в этом не поучаствовала. Ты просто плывёшь по течению, двигаясь туда, куда тебя тянет сильнее всего.
В отказе проявляется сознание. Оно и нужно-то прежде всего затем, чтобы переломить автоматическое поведение и поступить иначе.
Потому я и назвал когда-то сознание великим разрушителем - по умолчанию оно всегда стремится поступать поперёк.
Ребёнок начинает познавать и утверждать себя, противостоя воле родителей, сознательно не слушаясь. Взрослея, он так же бросает вызов обществу и коллективу. Только постепенно он приходит к равновесию, определяется с тем, что принимать, а что отвергать.
Отказаться от всего, что тебе чуждо - единственный способ понять, кто же ты.
Нельзя путать отказ и отрицание. Это вещи не просто разные, но в определённом смысле противоположные.
Отрицание - это игнор. Ты видишь нечто, но не желаешь его признавать. Ты стараешься, насколько получается, жить и действовать так, словно его не существует. Как мы помним из психологии, отрицание - первая стадия переживания любой серьёзной потери.
Отказ - одно из лиц последней стадии, принятия. Даже если тебе грозит смерть - ты не отворачиваешься, не закрываешь глаза, а смотришь на неё в упор и говоришь ей: «Не сегодня».
Кстати, загадка для знатоков: кого я сейчас процитировал - Джорджа Мартина или Макса Фрая? Ответ найти достаточно легко, ибо эти два автора сумели при помощи одного и того же красивого образа передать очень разную мораль.
В сценарном деле есть понятие «точка невозврата». Это поступок, который обозначает переломный момент истории. Персонаж знает: если сейчас сделать шаг за эту черту - отпрыгнуть назад уже не получится. Придётся идти до конца, каким бы этот конец ни оказался.
Делая этот шаг, персонаж отказывается от всей своей прежней жизни. Он ещё не знает, куда приведёт его новый путь, но уже знает: так, как было раньше, уже не будет никогда.
Это-то и важно: ты не знаешь, что выбрал, зато отлично знаешь, от чего отказался.
В реальности, философски рассуждая, любой поступок необратим. Второе начало термодинамики, однонаправленная стрела времени, и вообще фарш невозможно провернуть назад.
И всё-таки наши действия бывают разными. После некоторых можно спокойно жить дальше, как будто их и не было. Но после других это уже не получится - ты запускаешь цепочку последствий, которая не прервётся, пока не придёт к логическому финалу.
Слово сказано. Дело сделано. Alea iacta est. I amar prestar aen.
Такой поступок и есть отказ, и только в таких по-настоящему проявляется воля. А значит - и магия.
В этом и есть вся техника отказа. Каким бы методом ты ни пользовался - ты колдуешь наоборот. Ты представляешь не ту возможность, которую хотел бы осуществить, а ту неизбежность, которой хотел бы избежать. И когда ты её представил (или описал другим, более привычным тебе способом) - ты говоришь ей «нет».
Самое важное тут - не скатиться в игнор, не пытаться дальше жить так, словно ничего с тобой не случится. Неизбежность по-прежнему надвигается на тебя, и ты делаешь всё, чтобы достойно её принять - но при этом ни на секунду не забываешь: ты выбрал мир, в котором она обойдёт тебя стороной.
И очень часто она обходит.