Шоб не сглазить!

Sep 09, 2021 10:13

Иногда говорят, что наука постепенно отвоёвывает место под солнцем у религии и магии. Всё больше феноменов, которые раньше объяснялись метафизическими причинами, теперь считаются самыми обыкновенными природными явлениями, проходящими по строгим законам физики.

На самом деле это, конечно, ерунда. Гроза не перестаёт быть гневом Зевса или стрелами Ильи-пророка от того, что учёные выяснили, из чего она сделана. Так же как партия Шпильман-Ботвинник не перестаёт быть напряжённым противостоянием двух умов от того, что нам известны правила шахматной игры.

Но самое интересное - порой то, что наука «отвоевала» у магии, приходится сконфуженно возвращать обратно.

Быстро, не раздумывая, скажите, какие три слова в первую очередь ассоциируются у вас с профессиональной «салонной» магией? Почти наверняка - приворот, порча, сглаз.

Вера в разрушительное влияние дурного глаза - одна из самых старых. Амулеты от сглаза делали ещё древние шумеры, а во многих странах они и сейчас весьма ходовой товар.

Третья глава послания апостола Павла к галатам начинается словами: «О несмысленные галаты, кто прельстил вас не повиноваться истине?». Синодальные переводчики здесь, как всегда, уклончивы, но в греческом оригинале, а за ним и в латинском тексте стоит глагол, обозначающий «околдовать, сглазить».

Но у Павла это, несомненно, не более чем поэтическая метафора, что-то вроде «какая муха вас укусила?». А вот православный требник вовсе не иносказателен. Над роженицей и новорождённым в первый день положено читать особую защитную молитву, где Бога просят уберечь женщину и ребёнка «от ревности и зависти, от очес призора». Вера в сглаз, таким образом - неотъемлемая часть русского православия (если не вероучения, то по крайней мере ритуальной практики).

Ещё ярче эта вера выражена у евреев. Талмудические мудрецы разработали целое учение о дисциплине зрения.

По их представлениям, зрение - дорога в обе стороны. Глядя на что-то, ты соприкасаешься с ним и открываешь ему путь в собственную душу.

Если человек обладает большой духовной силой, ему не следует беспечно смотреть абы на что. Его сила буквально вырывается наружу через глаза. Когда он в хорошем настроении - она может исцелять. Когда в гневе или печали - убивать.

Если ты смотришь на нечто запретное, некошерное, то и сам оскверняешься. Если встречаешься глазами с грешником - тебя ждут неприятности. Ещё опаснее взгляд женщины - мало на свете настолько мизогиничных учений, как талмудический иудаизм.

Поэтому лучше всего смотреть в землю. Так ты буквально «заземляешь» свой взгляд, связываешь его с чистой природной стихией, и потому никакие чужие взгляды уже не могут тебе повредить.

Но западные мыслители-рационалисты смеялись над наивными суевериями простонародья. Науке давным-давно известно, что так называемый сглаз - фасцинация, как он именуется на учёной латыни - не более чем природное явление, и ничего духовного, магического или сверхъестественного в нём нет. Приписывать его демонам или духам так же глупо, как считать чуму разящими стрелами Аполлона.

Плутарх, живший в первом веке, рассуждал, что причина фасцинации - истечение ядовитых испарений тела через глаза и рот.

Правда, он был в меньшинстве. Ещё с пятого века до нашей эры существовала эмиссионная теория зрения. Она гласила, что глаз испускает лучи, которые, взаимодействуя с предметами (и лучами из других источников, вроде солнца), позволяют нам видеть мир.

Эти лучи несут отпечаток своего источника. Созерцая мир, человек оставляет на нём свой след - и не всегда к лучшему.

Эмиссионной теории зрения придерживался Платон. Евклид и Птолемей основывались на ней, когда писали свои труды по оптике. Её разделял Гален, в течение долгих веков непререкаемый авторитет в области медицины. Она не просто объясняла физический механизм сглаза - она, как и подобает хорошей научной теории, предписывала ему происходить именно таким образом.

Сейчас нам кажется, что василиск - неправдоподобное сказочное существо, которое могло появиться лишь в чьём-то необузданном воображении. Но по тем временам его существование никак не противоречило данным науки. Этот чудо-зверь - предельное воплощение дурного глаза: испускаемые им лучи настолько губительны, что мгновенно убивают всё живое. Редкость, но ничего сверхъестественного. То ли дело рассказы о рыбах, способных наносить сквозь воду незримые удары неизвестной силой. В такое действительно ни за что не поверит разумный человек.

Европейские медицинские руководства 16-17 веков описывают, как определить, был ли дурной глаз причиной болезни, и как лечить больного, если его недуг вызван именно фасцинацией.

В реальности сглаза не сомневались даже те, кто вообще не верил в магию и колдовство. В его естественной природе были убеждены даже те, кто считал любую магию происходящей от демонов.

А потом наступила эпоха современной оптики и новых представлений о природе зрения. Оказалось, что никаких лучей глаза не испускают, а совсем наоборот - чтобы видеть, нам нужны внешние световые лучи, которые отражаются от предметов и попадают в глаз. Зрение, как и слух - полностью пассивное чувство.

Красивая теория, которая так хорошо объясняла эффекты фасцинации, рухнула в одночасье.

Расстроенные учёные объявили, что никакого «дурного глаза» отныне не существует, потому что по новым представлениям науки его не может быть.

Сглаз, как блудный сын, вернулся в лоно магических верований, откуда наука извлекла его много столетий назад.

научные парадоксы, метафизика, религиозные штудии

Previous post Next post
Up