Мой комментарий к записи «Жрецы и не жрецы» от myrngwaur

Feb 21, 2021 09:11

Красивое рассуждение, но исторически так почти нигде и никогда не было. Вы опять смешиваете в кучу разные понятия.

Есть традиции Откровения. Там всё строится вокруг мифа о пророке-основателе, который находился в непосредственном контакте с божеством и принёс от него, собственно, откровение. Откровение может быть записанным, а может быть неписаным, но оно есть, и изменению оно не подлежит. Жрецы хранят ортодоксию, принесённую основателем.

Это христианство, это иудаизм, это зороастризм. Даже римская религия такова - правила взаимодействия с богами установлены Нумой Помпилием, первым и последним, кто с богами разговаривал. Дальше небесная воля выражается только через знамения и оракулы.

В традициях Откровения конфликт между пророками и жрецами происходит на довольно поздней стадии. Там всё наоборот - когда традиция начинает понемногу разлагаться, появляются пророки, претендующие на контакт с божеством и новое откровение от него. Так было в иудаизме, собственно, во времена пророков. Так было в христианстве на протяжении почти всей его истории. Так было в индуизме: кризис брахманской ортодоксии в первом тысячелетии до нашей эры привёл к появлению "философии" Упанишад, буддизма, джайнизма - и, в конечном счёте, к рождению индуизма, каким мы его теперь знаем.

А есть традиции исторически сложившиеся. Это практически все остальные религии. И там момент конфликта между шаманами и жрецами - собственно, момент рождения самой традиции. Он происходит на очень ранней стадии, настолько доисторической, что до нас только в некоторых случаях доходят легенды, как это было.

Одна такая легенда записана у центральноамериканских индейцев. Там с неба пропадает солнце, и шаманы всеми своими песнями и танцами не могут его вернуть. Тогда жрецы устанавливают ритуалы, распределяют роли служителей, и все вместе выводят людей в новый мир к новому солнцу. Очень показательный текст. И самое в нём показательное, что он повествует о додревних временах, задолго до прихода белых.

Собственно, даже в Шумере и Египте мы уже находим жрецов не как людей с мистическим опытом, а как исполнителей ритуалов и хранителей ортодоксии. Там конфликт шамана и жреца, очевидно, произошёл ещё в дописьменную эпоху.

А вот в синто реформа произошла куда позже. Там мико ещё относительно недавно были пророчицами, наподобие пифий, и уже на исторической памяти стали просто храмовыми служительницами. Так что это, наверное, единственный пример, который хоть как-то укладывается в вашу схему. Ну, может быть, кроме зороастризма ещё, тут не могу судить.

Посмотреть обсуждение, содержащее этот комментарий

Previous post Next post
Up