Не согласен. В 19 веке интеллигент - это представитель маленькой группы лиц, имеющих высшее образование. В связи с этим, многие интеллигенты получали неплохие посты в госаппарате и в коммерции. И вообще - людей с образованием сильно нехватало, поэтому даже преподаватель в гимназии - это звучало гордо (просторная квартира, неработающая жена, прислуга).
В замкнутой группе сложились и свои групповые ценности. В чем-то заимствованные от аристократии - манеры в одежде и поведении. А поскольку группа получила свое привилегированное положение благодаря знаниями - культ ума и знаний. Не знать того что "знает каждый интеллигент" - стыдно (сродни "рыцарь, не владеющий мечом"). В социальных вопросах - апелляция к разуму, а не к традиции.
В 20 веке число лиц с высшим образованием возросло в разы. Маленькой привилегированной группы больше не стало. Вместо реальных ценностей и обычаев замкнутой корпорации - осталась только пародия.
Хорошое определение. Надо еще не упустить что для настоящего интеллигента нужны поколения образованных предков. Что в общем то правильно, потому что многое закладывается в детстве, да и наследственность на способности влияет. Сейчас тоже есть предпосылки к возвращению этого понятия именно в связи с уменьшением группы лиц занимающихся интелектуальным трудом.
:)) Ну как бы понятие "интеллигенция" появилось в среде разночинцев, у которых из образованных предков был в лучшем случае отец.
Самый, наверное, стереотипный интеллигент -- Антон Палыч Чехов. Говоря "русский дореволюционный интеллигент", почти все представляют кого-то вроде него. Деды-прадеды -- крепостные, образование началось с родителей.
Тут как раз работал механизм попадания в замкнутую группу. Попал - будь добр соответствовать. А новичок должен вообще быть "быть большим католиком, чем Папа Римский".
Не совсем так, стереотипными интеллигентами были именно случайно выжившие после революции и борьбы за власть в тридцатых, образованные и культурные люди. Как правило они имея пару поколений образованных предков отличались от вновь обученных людей из народа, за счет своей культуры, кругозора и мышления.
Понятие интеллигенции появилось существенно раньше тридцатых годов.
А вот как раз советские "бывшие", на мой взгляд, ответственны за то, что оно начало менять смысл, обозначая порядочного и воспитанного образованного человека.
Но я то вырос в СССР и поэтому исхожу из советских понятий, которые считаю более правильными. Именно тогда, интеллигенты вызывали уважение у народа и стремившихся к развитию людей. Как раз эти люди и опасны для власти и поэтому их смешивают с артистами и "людьми искуства", которую в общем то лучше назвать богемой. В последнее время людей занимающихся реально интелектуальным трудом становится относительно меньше из-за укрупнения производств. Разработка чего то реально нового ведется во все меньшем числе научных центров, а остальных готовят к тупому следованию инструкциям будь то врачи или инженеры. С идеологией и того хуже из-за массовой цензуры, наверное более жесткой чем в царские времена.
> Разработка чего то реально нового ведется во все меньшем числе научных центров, а остальных готовят к тупому следованию инструкциям
Собственно, ответом на эту тенденцию и было появление термина креативный класс -- то есть, те, кто что-то создают. В ответ на что, впрочем, сразу же появился знаменитый диалог из "Generation П" про "криейторов", а немного позже - те самые "креаклы", мерзкие своим невосторженным образом мысли.
В 19 веке интеллигент - это представитель маленькой группы лиц, имеющих высшее образование. В связи с этим, многие интеллигенты получали неплохие посты в госаппарате и в коммерции. И вообще - людей с образованием сильно нехватало, поэтому даже преподаватель в гимназии - это звучало гордо (просторная квартира, неработающая жена, прислуга).
В замкнутой группе сложились и свои групповые ценности. В чем-то заимствованные от аристократии - манеры в одежде и поведении. А поскольку группа получила свое привилегированное положение благодаря знаниями - культ ума и знаний. Не знать того что "знает каждый интеллигент" - стыдно (сродни "рыцарь, не владеющий мечом"). В социальных вопросах - апелляция к разуму, а не к традиции.
В 20 веке число лиц с высшим образованием возросло в разы. Маленькой привилегированной группы больше не стало. Вместо реальных ценностей и обычаев замкнутой корпорации - осталась только пародия.
Reply
Сейчас тоже есть предпосылки к возвращению этого понятия именно в связи с уменьшением группы лиц занимающихся интелектуальным трудом.
Reply
ээээ...
А это когда произошло, так, что никто и не заметил?
Reply
Самый, наверное, стереотипный интеллигент -- Антон Палыч Чехов. Говоря "русский дореволюционный интеллигент", почти все представляют кого-то вроде него. Деды-прадеды -- крепостные, образование началось с родителей.
Reply
Reply
Reply
А вот как раз советские "бывшие", на мой взгляд, ответственны за то, что оно начало менять смысл, обозначая порядочного и воспитанного образованного человека.
Reply
Как раз эти люди и опасны для власти и поэтому их смешивают с артистами и "людьми искуства", которую в общем то лучше назвать богемой.
В последнее время людей занимающихся реально интелектуальным трудом становится относительно меньше из-за укрупнения производств. Разработка чего то реально нового ведется во все меньшем числе научных центров, а остальных готовят к тупому следованию инструкциям будь то врачи или инженеры. С идеологией и того хуже из-за массовой цензуры, наверное более жесткой чем в царские времена.
Reply
Собственно, ответом на эту тенденцию и было появление термина креативный класс -- то есть, те, кто что-то создают. В ответ на что, впрочем, сразу же появился знаменитый диалог из "Generation П" про "криейторов", а немного позже - те самые "креаклы", мерзкие своим невосторженным образом мысли.
Reply
Reply
Leave a comment