Двуглавое православие

Jun 05, 2019 19:23

На днях вышел тут у меня спор с одним православным.

[подробности спора...]Началось все с того, что он выложил ссылку на приходскую историю. К мудрому батюшке пришла грустная прихожанка и сказала, что не может найти в себе ничего хорошего, одно только плохоеRead more... )

религиозные штудии, злые песни

Leave a comment

anairos June 6 2019, 08:24:34 UTC
Но с таким же успехом можно привести метафору врача:

Нет, нельзя. Если больной не захочет лечиться, убьет его не врач, а болезнь, и виноват в своей смерти он будет сам. Если прохожий не захочет отдавать кошелек бандиту, убьет его не его упрямство, а бандит, и именно на бандите будет вина за эту смерть.

Писание явственно говорит, что это Бог отправляет грешников в ад и обрекает их на вечную смерть. Следовательно, этот Бог -- бандит, а не врач. И авторитеты тогдашнего христианства честно предупреждали: вот, такой Он. Веди себя хорошо, а не то -- пеняй на себя. Ты не знаешь, с каким монстром связываешься. Но для тех, кто Ему угождает, Он вполне приемлем, и даже наградит их. Наверное. В будущем веке.

Но на вопрос, чем же современная православная вера отличается от веры Василия Великого, ответа так и не прозвучало.

Он прозвучал. И дали его вы. Вот в этом самом комментарии, на который я сейчас отвечаю.

Современное либеральное православие настолько плотно перешло на метафору Бога-врача, благого, но не всемогущего, что вы даже не в состоянии увидеть, что в течение всех предыдущих веков метафора была другой -- Бог-тиран, судья и палач, всемогущий, но далеко не благой. Он справедлив: осуждает на адские муки только тех, кто этого достоин (но достойны все). Он милосерден: дал людям шанс избежать этих мучений. И Он чудовищно жесток, потому что всех, кто шансом не воспользуется, Он сожрет.

И вы действительно не можете увидеть разницы, поскольку все примеры, которые вам приводят, привычно переинтерпретируете в нужном ключе. Вас приучили, что понимать нужно именно так, и никак иначе.

Тут нужно все-таки знать историю христианства и уметь видеть то, что его авторитеты говорили, а не то, как их сейчас учат понимать.

PS Так, в сторону: когда я говорю о либеральном православии, то не имею в виду ничего уничижительного. Это просто обозначение, потому что в современном православии никуда не делось и радикальное крыло. Они по-прежнему поклоняются запредельному жестокому Богу и чают вечных мук для всех грешников. Они составляют теперь меньшинство, но они есть.

И то, что большинство образованных православных считает такую версию своей религии дикостью, и есть самое лучшее доказательство моих слов.

Reply

alaev June 6 2019, 09:21:45 UTC
=И вы действительно не можете увидеть разницы=

Если посчитать исходный пост и все комменты в этой ветке выше, то можно заметить, что вы уже 5 раз сообщили собеседнику о его тяжёлых когнитивных проблемах. Вообще, это считается дурным тоном.

=Тут нужно все-таки знать историю христианства и уметь видеть то, что его авторитеты говорили=

Историю христианства знаю плохо, признаюсь честно. Уметь видеть то, что говорили авторитеты, тоже плохо умею. С другой стороны, учение Церкви чуждо эзотерике, и тексты доступны всем желающим.

Есть, например, такая цитата из Иоанна Златоуста (IV век):
"Многие из находящихся среди нас людей, будучи пленены плотию и порабощены обстоятельствами настоящей жизни, полагают, что затем ничего не будет и, ссылаясь на Божие человеколюбие, говорят, что нет ни наказания, ни мучения".
http://verapravoslavnaya.ru/?Svyatye_otcy_ob_ade

Можно заметить, что "либеральное православие", о котором вы с таким пафосом говорите, вполне хорошо себя чувствовало и в IV веке. Всякий желающий познакомиться с трудами Иоанна Златоуста, "певца дикости", заодно узнает и о его существовании. Узнает и о неправославности этого учения.

=большинство образованных православных считает такую версию своей религии дикостью=

Итого, от анонимного мудрого батюшки перешли к "большинству образованных православных". Просто про "большинство православных", видимо, говорить не вполне удобно. Что-то неочевидно, что так уж много православных поспешат с энтузиазмом и публично объявить тексты Иоанна Златоуста "дикостью". Тут надо бы поисследовать вопрос глубже.

Reply


Leave a comment

Up