На днях вышел тут у меня спор с одним православным.
[подробности спора...]Началось все с того, что он выложил ссылку на приходскую историю. К мудрому батюшке пришла грустная прихожанка и сказала, что не может найти в себе ничего хорошего, одно только плохое
( Read more... )
Мне кажется, правальный христианский ответ был бы "Бог в милости своей открыл мне то, что нужно для спасения души мне грешному, а судьбы всего человечества и сроки существования ада мне не открыты, это не моего ума дело".
А что до Льюиса, то он почти открыто был дуалистом.
А человек, последовательно верящий в доброго Бога, в котором нет зла и тьмы, и не может не быть дуалистом, потому что страдание в мире должно было откуда-то взяться.
Есть, конечно, богословское течение, которое усматривает исток всякого зла в испорченной человеческой воле, но там логичный следующий вопрос: а волю-то человеку кто испортил?
Я полагаю, что вера - это такой способ воспрриятия действительности, при котором человек не оперирует например понятием последовательности так, как это делаете Вы.
Уверена, что всякий верующий человек понимают, что дошедшие до нас описания Яхве вполне отображают представления о Боге и вселенной, о добре и зле, о подобающем и неподобающем людей, живших 3000 лет назад. Описания Христа - людей, живших 2000 лет назад. Учение Блаженного Августина - 1000 лет назад. Иоанн Кронштадский - 100 лет назад. Современность, у нее свои уже запросы, под которые гуманистическая теология Льюиса лучше всех перечисленных подходит. А потом будет еще что-нибудь.
Но верит человек не в Яхве, как его нам описали 3000 лет назад, или в Иисуса, описанного нам 2000 лет назад, а во что-то вневременное, стоящее за всеми этими описаниями. Типа эти все описания - отражения Бога, верят же не в отражения, а в самого Бога, которого понять и вообразить нельзя в этой земной жизни.
Так говорить не принято, но, полагаю, принято это понимать на том или ином уровне.
Да вот в том и беда, что понимающих единицы. Если бы православные так отвечали, у меня бы к ним и претензий никаких не было. "Библия - слово не Бога, а человека, который Его повстречал". Не помню, кто сказал, но золотые слова.
А на деле получается противоречие. Представления о Боге и вселенной уже давно изменились, и у самих православных изменились, но говорить об этом запрещено.
Я полагаю, в экзистенциальных вопросах много нерефлексируемых умолчаний, у всех. Зачем мы живем. Почему супружеская измена - плохо. Почему священна жизнь человека, и где тут граница человека. Почему нельзя носить сандалии с носками. У всех свой набор таких вопросов. У верующих касающееся Бога в него включено.
Сказалъ это Гомесъ Д'Авила, такой испанскій Льюисъ. Умный вродѣ человѣкъ, но это вѣдь онъ хотѣлъ апологетики - а оно, наоборотъ, хоронитъ всю концепцію богооткровенія и Священной Исторіи. Наши вотъ тоже: сколько разъ я съ амвона слыхалъ, что Богъ-де примѣрялся къ дикости тогдашняго человѣка (собственно, еврея - потому что остальные-то были просто звѣри). Гдѣ, говорю, примѣрялся, гдѣ это въ пятикнижіи написано? Онъ только къ себѣ примѣрялъ и обтесывалъ. Взялъ дикарей, всѣ симпатичныя черты, присущія дикарямъ, вытравилъ, всѣ дурныя закрѣпилъ закономъ, усугубилъ ихъ тьмой табу и предписаній, даже по тѣмъ временамъ весьма своеобразныхъ, потомъ тысячу лѣтъ поливалъ и подстригалъ; чего жъ было и досадовать, воплотясь, на ихъ самобытность
( ... )
"А человек, последовательно верящий в доброго Бога, в котором нет зла и тьмы, и не может не быть дуалистом, потому что страдание в мире должно было откуда-то взяться."
Ну, есть же к примеру классика формы "Существует ли холод? Существует ли темнота?"
Ага, есть. Она объявляет причиной всего зла и страдания в мире самого человека. То есть хороший Бог противопоставлен злому человеку. Это и есть дуализм.
А что до Льюиса, то он почти открыто был дуалистом.
Reply
Reply
Есть, конечно, богословское течение, которое усматривает исток всякого зла в испорченной человеческой воле, но там логичный следующий вопрос: а волю-то человеку кто испортил?
Reply
Уверена, что всякий верующий человек понимают, что дошедшие до нас описания Яхве вполне отображают представления о Боге и вселенной, о добре и зле, о подобающем и неподобающем людей, живших 3000 лет назад. Описания Христа - людей, живших 2000 лет назад. Учение Блаженного Августина - 1000 лет назад. Иоанн Кронштадский - 100 лет назад. Современность, у нее свои уже запросы, под которые гуманистическая теология Льюиса лучше всех перечисленных подходит. А потом будет еще что-нибудь.
Но верит человек не в Яхве, как его нам описали 3000 лет назад, или в Иисуса, описанного нам 2000 лет назад, а во что-то вневременное, стоящее за всеми этими описаниями. Типа эти все описания - отражения Бога, верят же не в отражения, а в самого Бога, которого понять и вообразить нельзя в этой земной жизни.
Так говорить не принято, но, полагаю, принято это понимать на том или ином уровне.
Reply
Да вот в том и беда, что понимающих единицы. Если бы православные так отвечали, у меня бы к ним и претензий никаких не было. "Библия - слово не Бога, а человека, который Его повстречал". Не помню, кто сказал, но золотые слова.
А на деле получается противоречие. Представления о Боге и вселенной уже давно изменились, и у самих православных изменились, но говорить об этом запрещено.
Reply
Reply
Reply
А они точно все в одного и того же Бога верят?
Reply
Reply
Ну, есть же к примеру классика формы "Существует ли холод? Существует ли темнота?"
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment