На днях вышел тут у меня спор с одним православным.
[подробности спора...]Началось все с того, что он выложил ссылку на приходскую историю. К мудрому батюшке пришла грустная прихожанка и сказала, что не может найти в себе ничего хорошего, одно только плохое
( Read more... )
Я тоже читал об этой интересной традиции, хотя там были другие иллюстрации. Подобные иконы действительно были изрядно популярны в свое время.
Тут можно вспомнить и святого Христофора. В Свияжске, недалеко от Казани, сохранилась чуть ли не единственная в России роспись, где он изображен со звериной головой. По житию, Христофор был чудовищем из народа песиголовцев, однако на иконах его голова чаще всего напоминает лошадиную (даже с гривой).
И ведь по народной, магической логике всё правильно. Двадцать девятое февраля - особый, лиминальный день, который не каждый год даже и есть в календаре. Стало быть, и божество, ведающее этим днём, должно быть лиминальным, связанным с магией и потусторонним миром.
Ну да. И оба народных объяснения "как так произошло, что святой в аду находится" соответствуют этой логике: либо Святой Касьян умудрился поссорится с Богом и теперь в аду сидит (но святым быть не перестаёт, и даже Бог не смог у него его день отобрать, только снизил до раз в четыре года и тогда он выходит из ада в мир); либо Святой Касьян в аду гоняется за дьяволом и лупит его кувалдой по голове, а 29 у него выходной и в мир выходит Дьяаол. В любом случае, 29 февраля из дому лучше не выходить...
(Перепубликация - полезная иногда штука. Говорят, некропостинг - то ли почти некромантия, то ли некрофилия, но как будто что-то плохое.)
Насчет того Христофора, кстати, меня больше радует его западная версия. Которая e Legenda Aurea. Ребенка, он значит, переносил... ну понятно, что того ребенка Христом потом объявили, но вообще сюжет-то известный. И тот, кто на закорках едет - он обычно вовсе не добрый живой боженька, а вовсе даже наоборот по всем пунктам.
"Золотую легенду" не читал, хотя слышал о ней, да.
А где ещё есть такой сюжет? Я вроде слышал что-то похожее в других местах, но там чаще наоборот было - когда несущий узнаёт, кого он на самом деле несёт, тот становится легче, а затем и вовсе пропадает.
Там поздние версии, конечно, 19 век. Немецкая версия подробнее, но по-хорошему нужно копаться в исходниках. Это какой-то сравнительно старый мотив, встречается и во Франции, и у сорбов вроде. Такой же сюжет я в австрийских байках видел, с лодочниками/перевозчиками. Там пассажир их топил или пытался утопить.
Вообще оно перекликается и с ночными душителями (от альбов до домовых наших), и с драугами, и еще ХЗ с кем.
А, ну в этом варианте я его знаю, конечно. Он мне попадался ещё в полесских быличках, когда я собирал материалы о марах. Там целый раздел был, как ведьма в разных обликах вскакивает на спину ночному путнику.
А вот в варианте с перевозчиком - нет, там я такого не видел. Это, видимо, европейский мотив.
Тут, кстати, ещё Синдбада можно вспомнить. Он в одном из своих путешествий тоже повстречался с кем-то подобным. Но там, как всегда, арабский литературный вариант очень далеко ушёл от фольклорной первоосновы.
Самый занятный мне в байке про Чуму попадался. Там пассажир в лодке становился тяжелее и тяжелее, лодка тонула, но лодочник успел догрести. Что был за пассажир такой и куда он ехал, в байке не уточнялось, но явно кто-то непростой. Он на берегу вылез и сказал, что раз ты, собака сутулая, не сдох меня перевез, так и быть, слушай сюда... И выдал тому перевозчику секрет, что сейчас в обратную сторону бабка поедет - так это Чума, ты ее гони нафиг.
Просто в немецком-то Смерть - это он, der Tod. Или даже семейка Адамс прямо, der Tod und die Tödin - вот как это переводить, я даже не сообразил. Смерть м.пола и Смерть ж.пола, короче.
И тот мужик-Смерть с Чумой (которая die Pest, баба) ходят иногда парой. Семейный подряд, тскать, или как-то еще они связаны.
Бывает похожий сюжет, где пассажир на телегу подсаживается, или в образе нищего переночевать просится, или еще как. И в благодарность говорит крестьянину, что вообще-то все у тебя в деревне помрут, но твоя семья, так уж и быть... ("я ведь Добрый Фей!") А если старая бабка - то это вот Она, и тогда как раз все сдохнут.
Вот мне теперь интересно, знали ли эту легенду разработчики ремейка "Мор. Утопии", или же им варп нашептал. Ибо перекликается, и весьма. Очень там интересные взаимоотношения между Смертью и Чумой.
https://bioplant.livejournal.com/104186.html
Reply
Тут можно вспомнить и святого Христофора. В Свияжске, недалеко от Казани, сохранилась чуть ли не единственная в России роспись, где он изображен со звериной головой. По житию, Христофор был чудовищем из народа песиголовцев, однако на иконах его голова чаще всего напоминает лошадиную (даже с гривой).
Reply
(И попутно считается покровителем колдунов и ведьм.)
Reply
Reply
Reply
Насчет того Христофора, кстати, меня больше радует его западная версия. Которая e Legenda Aurea. Ребенка, он значит, переносил... ну понятно, что того ребенка Христом потом объявили, но вообще сюжет-то известный. И тот, кто на закорках едет - он обычно вовсе не добрый живой боженька, а вовсе даже наоборот по всем пунктам.
Reply
А где ещё есть такой сюжет? Я вроде слышал что-то похожее в других местах, но там чаще наоборот было - когда несущий узнаёт, кого он на самом деле несёт, тот становится легче, а затем и вовсе пропадает.
Reply
Там поздние версии, конечно, 19 век. Немецкая версия подробнее, но по-хорошему нужно копаться в исходниках. Это какой-то сравнительно старый мотив, встречается и во Франции, и у сорбов вроде. Такой же сюжет я в австрийских байках видел, с лодочниками/перевозчиками. Там пассажир их топил или пытался утопить.
Вообще оно перекликается и с ночными душителями (от альбов до домовых наших), и с драугами, и еще ХЗ с кем.
Reply
А вот в варианте с перевозчиком - нет, там я такого не видел. Это, видимо, европейский мотив.
Тут, кстати, ещё Синдбада можно вспомнить. Он в одном из своих путешествий тоже повстречался с кем-то подобным. Но там, как всегда, арабский литературный вариант очень далеко ушёл от фольклорной первоосновы.
Reply
Reply
Reply
И тот мужик-Смерть с Чумой (которая die Pest, баба) ходят иногда парой. Семейный подряд, тскать, или как-то еще они связаны.
Бывает похожий сюжет, где пассажир на телегу подсаживается, или в образе нищего переночевать просится, или еще как. И в благодарность говорит крестьянину, что вообще-то все у тебя в деревне помрут, но твоя семья, так уж и быть... ("я ведь Добрый Фей!") А если старая бабка - то это вот Она, и тогда как раз все сдохнут.
Reply
Reply
Reply
Leave a comment