All on the mindPrepare for drugs that will improve memory, concentration and learning
Этим наркотиком в США торгуют на каждом углу, и его можно найти в любой стране мира. Он психотропный, стимулирующий и вызывает привыкание. Те, кто его употребляет, говорят, что он помогает сосредоточиться и взбодриться, а также бороться с усталостью. Однако наркотическое опьянение быстро проходит, а привыкание вынуждает потреблять его во всё больших количествах. С этой точки зрения, потягивание кофе - одна из наиболее распространенных форм наркотической зависимости. В ближайшие годы наука создаст массу новых лекарств, улучшающих память и концертрацию. Возможно, они даже будет менее вредными для здоровья, чем кофе, и, скорее всего, более эффективными. Но будут ли люди так же толерантны по отношению к ним?
Тысячи лет человечество ломало голову над веществом, которое могло бы расширить умственные способности человека и увеличить его выносливость. Листья, корешки и фрукты разжевывались, заваривались и курились в поисках возможности расширить сознание. Эти исследования продолжаются и сегодня с той лишь разницей, что шаманы работают в фармацефтический лабораториях, а не в лесах. Если вы спросите почему, то они ответят, что ищут лекарства от болезни Альцгеймера, синдрома дефицита внимания, инсультов и слабоумия, связанного с болезнью Паркинсона и шизофренией. И это правда. Но создавая смеси, помогающие больным, они предлагают возможность умственного прорыва и здоровым.
Для многих людей наркотики - это лишь слово из девяти букв. Его неоправданно ассоциируют в лучшем случае с нечестностью и угрозой, а в худшем - опасностью и аморальностью. Подобные представления приводят к строгому контролю, а иногда запрету и криминализации. Тем не менее, результаты опроса, проведенного одним из британских журналов, показали, что каждый пятый ответивший употреблял некоторые препараты не в медицинских целях, а для того, чтобы лучше усваивать информацию. Уже сейчас лекарства, которые могли бы помочь расширить возможности человеческого мозга находятся на стадии тестирования. Однако многих беспокоят вопросы несправедливого преимущества и общественного давления, которые последуют за этими новинками. С другой стороны, миллионы людей сегодня страдают от невылеченной, пусть даже умеренной потери памяти. Честно ли будет отказать им в помощи?
The Economist, 22.05.2008